Семантическая глубина и фактор художественности в «Концерте-элегии памяти Славы Ростроповича» Е. Фирсовой

Valentina N. Kholopova

Аннотация


Концерт-элегия для виолончели с оркестром ор. 122 (Концерт для виолончели № 4) Елены Фирсовой посвя-
щён памяти Мстислава Ростроповича и написан вскоре после его смерти (2008). Произведение стало одним из
самых значительных в творчестве композитора. Его анализ потребовал усовершенствованной новейшей мето-
дологии. Смысловая глубина сочинения вызвала необходимость ввести разветвлённый семантический подход.
Совершенство музыкальной композиции современного автора активизировало теоретические поиски особых
способов создания эстетической гармонии целого в единстве ведущих музыкальных средств. Даже в самой
композиционной структуре актуальными стали такие уровни, какие почти не рассматривались академической
наукой о музыкальной форме. Непременную задачу составило постижение органического единства семантиче-
ского и эстетико-композиционного аспектов произведения, в связи с чем предметом внимания стала категория
художественности.
Густая смысловая насыщенность Концерта-элегии Е. Фирсовой позволила найти здесь 9 проявлений се-
мантики, в том числе: открытое слово, цитата с известным текстом (из арии Ленского «Забудет мир меня»),
буквенная монограмма («Слава»), жанры (монолог, похоронный марш), роль тембров, исполнительских приё-
мов, регистров. В драматургии раскрылись три семантические сферы: Жизнь, Смерть и Сомнение. При анали-
зе совершенства музыкальной формы в последней выявлены традиционные и новаторские способы создания
органики целого. К традиционным явлениям можно отнести сонатную форму, мотивное родство главной и
побочной тем. Необычным фактом для композитора рубежа ХХ–ХХI вв. обернулось использование ячеек лада
тон-полутон. Для эстетической гармонии целого сыграли важную роль особые синтетические единства, ко-
торым в работе были даны названия «мелолад» и «мелоритм». Охват ими всей крупной музыкальной формы,
с вариантно-остинатными приёмами развития, позволил назвать эту организацию термином «субформа». В
художественном содержании Концерта-элегии рассмотрен также парадокс трагизма семантики и эстетической
гармонии всех элементов композиции.

Ключевые слова: музыкальная семантика, художественность, музыкальная драматургия, музыкальная ком-
позиция, субформа в музыке.


Полный текст:

PDF

Литература


Gorokhovskaya V. M. “Parametr ekspressii” v muzyke XX veka: diplomnaya rabota [“The Parameter of Expression” in 20th Century Music: Graduate Work]. Academic adviser V. N. Kholopova. Moscow, 1995. 175 p. The manuscript is kept in the library of the Moscow Conservatory.

Valkova V. B. «Rassredotochennaya tema»: puti otechestvennogo muzykoznaniya v zerkale istorii odnogo ponyatiya [The “Dispersed Theme”: the Paths of Russian Musical Scholarship in the Mirror Reflection of the History of Оne Concept]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 2 (19), pp.16–21.

Nestyeva M. I. Zvukovaya sreda nashikh dney [The Sound Environment of Our Days]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2011, No. 1, pp. 29– 30.

Savenko S. I. Muzyka XX veka: k perspective izucheniya [20th Century Music: Towards the the Prospect of Studying]. Muzykal’nye miry Yuriya Nikolaevicha Kholopova [The Musical Worlds of Yuri Nikolayevich Kholopov]. Edited by M. I. Katunyan. Moscow, 2016, pp. 541–545.

Stogniy I. S. Poisk glubinnykh smyslov na osnove intertekstual’nogo analiza muzykal’nykh proizvedeniy [The Search for Profound Meanings Based on Intertextual Analysis of Musical Works]. Uchyenye zapiski RAM im. Gnesinykh [Scholarly Notes of the Russian Academy of Music]. 2014, No. 4 (11), pp. 55– 70.

Uilson E. Mstislav Rostropovich [Wilson E. Mstislav Rostropovich] Translated from the English by K. Savel’ev. Moscow: Ekspo, 2011. 512 p.

Kholopova V. N. Sofiya Gubaydulina. Monografiya. Interv’yu Entso Restan’o – Sofiya Gubaydulina [Sofia Gubaidulina. Monographic Work. Interview of Enzo Restagno – Sofia Gubaidulina]. Moscow: Kompozitor, 2011. 400 p.

Kholopova V. N. “Tayna” kak nesformirovannaya kategoriya teorii iskusstva i yeyo prisutstvie v tvorchestve Sofii Gubaydulinoy [“The Mystery” as an Unformed Category of Art Theory and its Presence in the Work of Sofia Gubaidulina]. Sofii s lyubov’yu. K 80-letiyu Sofii Asgatovny Gubaydulinoy [To Sofia with Love. On the 80th Anniversary of Sofia Asgatovna Gubaidulina]. Moscow, 2014, pp. 32–48.

Kholopova V. N. Fenomen muzyki [The Phenomenon of Music]. Moscow: Direkt-Media, 2014. 384 p.

Kholopova V. N. Formy muzykal’nykh proizvedeniy [The Forms of Musical Compositions]. St. Petersburg: Planeta muzyki, 2013. 496 p.

Haylock Ju. A Triple Portrait: Chamber Music by Elena Firsova. Marsyas Trio / Meridian CDE 84635. The Strad, 2016, Jan. No. 4. P. 88.

Liu V. The Cello: An Amazing Musical Instrument. Journal of Music and Dance. 2011, Volume 1, January, pp. 6–15.

Lochhead Ju. Reconceiving Structure in Contemporary Music: New Tools in Music Theory and Analysis. New York, London: Routledge, Taylor & Francis, 2016. 194 p.

Pendle K., Boyd M. Women in Music: A Research and Information Guide. New York, London: Routledge. Taylor & Francis Group, 2016. 728 p.

Russel Je., Cohn R. Mstislav Rostropovich. Book on Demand, 2012. 96 p.

Whittall A. A Triple Portrait: Chamber Music by Elena Firsova. Marsyas Trio / Meridian CDE 84635. Tempo, 2016, Volume 70, Issue 275, Jan, pp.103–104.

Wollenberg S. “New Paths to Analysis”. The Case of Women Composers. L’analyse musicale aujourd’hui [Musical Analysis Today]. Ed. Delatour France, 2015, pp. 291–312.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.122-130

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.