Сочинения Луиджи Ноно конца 1950-х годов: становление нового хорового стиля

Alexander S. Ryzhinsky

Аннотация


В центре внимания статьи — хоровое творчество Луиджи Ноно конца 1950-х годов. На примере анализа двух сочинений, созданных последовательно друг за другом — La terra e la compagna («Земля и подруга», 1957) и Cori di Didone («Хоры Дидоны», 1958), — автор показывает новаторские приёмы, расширяющие арсенал технических средств и свидетельствующие об интенсивности развития хорового стиля композитора в обозначенный период времени, а также выявляет тенденции, характерные для хоровой фактуры последующих лет. Особое внимание уделяется текстам Чезаре Павезе и Джузеппе Унгаретти, составившим вербальную основу анализируемых композиций. Отмечается, что пафос освободительной борьбы более ранних сочинений оттеняется лирикой, связанной с обращением к образам природы. При работе с текстами Ноно активно экспериментирует с фонетикой, устанавливая её воздействие на вокальное звучание. Среди специфических особенностей хорового письма рассматриваемых сочинений выделяются приёмы тембровой модуляции, политембровой и монотембровой стереомонодии. В области организации звукового материала отмечается переход от серийной техники к технике звуковых масс. На основе предпринятого анализа акцентируются тенденции, способствовавшие преобразованию облика хоровой фактуры, а именно: сокращение мелодических горизонталей до звукоточек; рост интереса к смешению тембров в рамках унисона; расширение функций вербального текста (процесс его делинеаризации и фонетического расщепления).

Ключевые слова: хоровая музыка ХХ века, музыкальный авангард, Луиджи Ноно, хоровая фактура, Klangfarbenmelodie, политембровая стереомонодия

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Ryzhinsky A. S. The Formation of the Basic Principles of Luigi Nono’s Choral Writing in the Compositions of the Early 1950s. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2014. No. 1, pp. 85‒90. (In Russ.)

Ryzhinsky A. S. The Specifics of Textural Organization in Luigi Nono’s Vocal Pieces 1960 (Ha venido: canciones para Silvia, Sara dolce tacere). Bulletin of Chelyabinsk State University. 2013. No. 35, pp. 149‒158. (In Russ.)

Stenzl J. Luigi Nono und Cesare Pavese. Über Musik und Sprache. Hrsg. von Rudolf Stephan; Veröffentlichungen des Instituts für neue Musik und Musikerziehung Darmstadt. Vol. 14. Mainz:

A. Schott’s Söhne, 1974, pp. 93‒119.

Chistyakova M. Yu. Luidzhi Nono: issledovanie kompozitsionnykh printsipov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Luigi Nono: A Study of Compositional Principles: Dissertation for the Degree of Cand.Sci. (Arts)]. Moscow, 2000. 257 p.

Stoianova I. Luigi Nonos Vokalwerke der fünfziger und sechziger Jahre. Die Musik Luigi Nonos. Studien zur Wertungsforschung. Vol. 24. Wien; Graz: Universal Edition, 1991, pp. 180‒204.

Kirillina L. V. Luidzhi Nono [Luigi Nono]. XX vek. Zarubezhnaya muzyka. Ocherki. Dokumenty. Vyp. 2. [20th Century. Foreign Music. Essays. Documents. Issue 2]. Moscow: Muzyka, 1995, pp. 11‒57.

Weber H. Luidzhi Nono: madrigal i neomadrigalizm [Luidgi Nono: Madrigal and Neomadrigalism]. Iskusstvo XX veka: dialog epokh i pokolenii [The Art of the 20th Century: a Dialogue of Epochs and Generations]. Nizhny Novgorod, 1999, pp. 156‒160.

Hue-Eun UH. A Reconstruction of the Late Renaissance Music in Nono’s Prometeo. Studia Musicologica. 2020. Vol. 61, Issue 3–4, pp. 241–253. https://doi.org/10.1556/6.2020.00017

Nono L. Tekst — Muzyka — Penie (per. M. Chistyakova) [Text — Music — Singing (trans. by M. Chistyakova)]. Slovo kompozitora (po materialam vtoroi poloviny XX veka): sb. trudov. Vyp. 145 [The Word of the Composer (Based on the Materials of the Second Half of the 20th Century): Collection of Works. Issue 145]. Moscow, 2001, pp. 36–50.

Strimple N. Choral Music in the Twentieth Century. New Jersey: Amadeus Press, 2005. 389 p.

McCullough M. “An Art That Reaches Beyond the World”: Sir Arthur Bliss and Music as Spirituality. Religions. 2022. Vol. 13, No. 12, pp. 1–18. https://doi.org/10.3390/rel13121186

Ryzhinsky A. Between Moses und Aron and Intolleranza: Luigi Nono in Dialogue with Arnold Schoenberg. Burganov House. The Space of Culture: Scientific-Analytical Journal. 2013. No. 1, pp. 142‒155. (In Russ.)

Batovska O., Grebeniuk N., Savelieva H. Italian Vocal and Choral Music of the Twentieth Century as a Phenomenon of Artistic Traditions. Journal of History Culture and Art Research. 2020. Vol. 9, No. 4, pp. 205–216. https://doi.org/10.7596/taksad.v9i4.2865

Nono L. Texte. Studien zu seiner Musik. Zürich: Atkantis Musikbuch-Verlag, 1975. 478 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.148-165

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.