Смысловой и структурный потенциал автореферентности в музыке Бента Сёренсена

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


В центре внимания статьи — феномен автореферентности и формы её смысловой и структурной реализации в музыке датского композитора Бента Сёренсена (р. 1958). На основе классификации, предложенной М. Романец, рассмотрению подвергаются два типа межтекстовых взаимодействий — корпусный (заимствование материала всего произведения) и лексический (автоцитирование). Материалом для анализа служат сочинения, созданные Сёренсеном в последнее двадцатилетие: концерт для аккордеона It is Pain Flowing Down Slowly on a White Wall (2010), тройной концерт L’Isola della città (2015), оркестровые пьесы Exit Music (2007) и Evening Land (2017), пьеса для оркестра, хора, актёров и публики Sounds Like You (2008), трилогия Papillons (2013‒2014), «Страсти по Матфею» (2021). В ходе анализа раскрывается специфика автоцитатного материала, которая связывается с его неоднозначностью, обусловленной балансированием между оригинальным авторским высказыванием и апеллированием к «чужому» стилю. Благодаря этому выявляются ключевые семантические сферы (роль прошлого и традиций, распад культуры, мотивы ухода, утраты), характерные для позднего творчества композитора. В произведениях, целиком созданных на основе ранее написанных, отмечаются процессы жанровых трансформаций, определяемые, среди прочего, потребностью исследовать материал в новых условиях и желанием обновить стратегии музыкального нарратива. В целом автореферентность у Сёренсена становится важным механизмом культурной рефлексии и саморефлексии.

Ключевые слова: датская музыка, Бент Сёренсен, автореферентность, самозаимствование, автоцитирование


Полный текст:

PDF

Литература


Sevastov K. V. Niklas Luhmann’s Theory of Social Systems: the Postmodern Character of Society’s Descriptors. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2022. No. 4, pp. 42–47. (In Russ.) https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-4-42-47

Feshchenko V. V. Self-Reference as Manifestation of Language Reflexivity (in Ordinary Language and in Poetic Experiment). Proceedings of the V. V. Vinogradov Russian Language Institute. 2023. No. 2, pp. 13–25. (In Russ.) https://doi.org/10.31912/pvrli-2023.2.1

Chekalov K. A. Self-quote and Self-reminiscence in Gaston Leroux’s Novels. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism. 2016. Vol. 16, Issue 2, pp. 186‒190. (In Russ.)

Romanets M. S. Fenomen samozaimstvovaniya v tvorchestve kompozitorov XX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Phenomenon of Self-borrowing in the Works of 20th Century Composers: Dissertation for the Degree of Cand.Sci. (Arts)]. Rostov-on-Don, 2020. 191 p.

Filippova A. K. Avtointertekstual'nost' kak sostavlyayushchaya kontseptual'no-yazykovoi kartiny mira pisatelya (na materiale fiktsional'nykh i nefiktsional'nykh tekstov Tomasa Manna): dis. … kand. filol. nauk [Autointertextuality as a Component of the Conceptual and Linguistic Picture of the Writer’s World (Based on the Material of Fictional and Non-fictional Texts by Thomas Mann): Dissertation for the Degree of Cand.Sci. (Philology)]. St. Petersburg, 2013. 200 p.

Sokolov A. S. “Post Scriptum” as a Mode of Composer’s Utterance. Journal of Moscow Conservatory. 2022. Vol. 13, Issue 2, pp. 354–367. (In Russ.) https://doi.org/10.26176/mosconsv.2022.49.2.04

Siôn P. ap. The Music of Michael Nyman: Texts, Contexts and Intertexts. Aldershot and Burlington: Ashgate, 2007. 232 p.

Okuneva E. G. Michael Nyman’s Operas: The Artistic Ideas and Principles of Their Musical Realization. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2023. No. 4, pp. 92‒107. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.092-107

Okuneva E. G., Dubova A. Yu. The Concept of Totalitarianism and the Principles of its Musical Embodiment in Every Good Boy Deserves Favour by Tom Stoppard and André Previn. Music Journal of Northern Europe. 2022. No. 3, pp. 1‒25. (In Russ.) https://doi.org/10.61908/2413-0486.2022.31.3.1-25

Dubova A. Yu. Opera “Tramvai Zhelanie” Andre Previna v aspekte antagonizma muzykal'nykh kul'tur [Opera A Streetcar Named Desire by Andre Previn in the Aspect of Antagonism of Musical Cultures]. Muzykovedenie v XXI veke: teoriya, istoriya, ispolnitel'stvo. Sbornik statei po materialam II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Musicology in the XXI Century: Theory, History, Performance. Collection of Articles Based on the Materials of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference]. Krasnodar: Krasnodar State Institute of Culture, 2020, pp. 61‒72.

Dudoladova S. V., Okuneva E. G. Through the Prism of Time: the Matthew Passion by Bent Sørensen. ARTE: Elektronnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal Sibirskogo gosudarstvennogo instituta iskusstv imeni Dmitriya Khvorostovskogo [ARTE. Scientific Research Journal]. 2023. No. 2, pp. 20‒32. (In Russ.)

Ostromogilsky I. V. Tembro-zvukovye i vizual'nye aspekty faktury proizvedenii D. Ligeti 1960‒80-kh godov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Timbrosonic and Visual Aspects of the Texture of D. Ligeti’s Works of the 1960s-80s: Dissertation for the Degree of Cand.Sci. (Arts)]. St. Petersburg, 2013. 317 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.122-137

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.