О стилистике Камерной симфонии Дж. К. Адамса

Elena A. Churilova

Аннотация


Статья  посвящена  комплексному  исследованию  малоизученной на сегодняшний день проблемы стилистических особенностей Камерной симфонии современного американского композитора Дж. К. Адамса. Автором рассматриваются пути формирования жанра камерной симфонии, приводятся примеры его воплощения в творчестве отечественных и зарубежных композиторов XX столетия. Анализируется сходство и различие Камерной симфонии Адамса с Камерной симфонией № 1 op. 9 А. Шёнберга: обсуждается специфика инструментовки и композиционной структуры циклов. Программность сочинений композитора получила в статье отдельное рассмотрение: сравниваются подходы романтической эпохи с поэтикой заглавий в творчестве Адамса. Отдельное внимание автор статьи уделяет тембровым и ритмическим особенностям сочинения, формообразованию. В опоре на широкий круг источников раскрывается специфика создания Камерной симфонии и взгляды Адамса на минималистский метод композиции. Устанавливается влияние минимализма на композиторский стиль Адамса. На основе анализа трёх частей цикла обосновывается мысль о том, что в Камерной симфонии Адамсу удалось соблюсти баланс между традиционными и нетрадиционными подходами к симфонической музыке.

Ключевые слова: Джон Кулидж Адамс, Арнольд Шёнберг, Камерная симфония, минимализм, постминимализм


Полный текст:

PDF

Литература


Shornikova A. V. Artistic and Documentary Practices in Contemporary Music Theatre (on the Example of John Adams and Steve Reich’s Works). South-Russian Musical Anthology. 2019. No. 4, pp. 26‒33. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-14004

Tsaregradskaya T. V. Language and Other Games of John Adams. Music. Art, Research, Practice. 2023. No. 1, pp. 9‒25. (In Russ.) https://doi.org/10.48201/22263330_2023_41_9

Golding D. Finding Untitled Goose Game’s Dynamic Music in the World of Silent Cinema. Journal of Sound and Music in Games. 2021. No. 2, pp. 1‒16. https://doi.org/10.1525/jsmg.2021.2.1.1

Adams J. Hallelujah Junction: Composing an American Life. London: Faber & Faber, 2011. 340 p.

Tsaregradskaya T. V. City Noir by John Adams: a Way to Interpretation. Contemporary Musicology. 2023. No. 4, pp. 68–103. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-4-068-103

Davletshin I. A. “Nikson v Kitae” Dzhona Adamsa kak obrazets minimalizma v opere [Nixon in China by John Adams as an Example of Minimalism in Opera]. Aktual'nye problemy muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva: istoriya i sovremennost': materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kazan', 3 aprelya 2019 goda [Actual Problems of Musical and Performing Arts: History and Modernity: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Kazan, April 3, 2019]. Kazan, 2020. Issue 12, pp. 44‒49.

Wang Dongping. Opernaya trilogiya Dzhona Adamsa “Nikson v Kitae” — “Smert' Klingkhoffera” — “Doktor Atom” v kontekste muzykal'nogo teatra epokhi postminimalizma: dis. … kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [John Adams Opera Trilogy “Nixon in China” — “Death of Klinghoffer” — “Doctor Atomic” in the Context of Musical Theater of the Postminimalism Era: Dissertation for the Degree of Cand.Sci. (Arts): 17.00.02]. Novosibirsk, 2022. 162 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.039-054

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.