Необарочное концертирование в произведениях российских композиторов последней четверти XX века

Maria N. Ostanina, Svetlana S. Goncharenko

Аннотация


Актуальность заявленной темы определяется значением необарочных тенденций в XX столетии как опоры на высокие гуманистические традиции, формировавшие классическое музыкальное искусство. В методологии исследования авторы опираются на теоретические положения обобщающего характера о барочных концертах, выработанные в отечественной музыкальной науке (Ю. Холопов, Н. Зейфас, С. Бакуто, С. Гончаренко и др.), а также на типологию композиционных моделей в жанре современного концерта, предложенную И. Гребневой. Используется компаративный метод, применяемый к исторически дистанцированным явлениям барокко и необарокко, а также к индивидуальным композиторским интерпретациям барочного формообразования. В статье впервые рассмотрена группа concerti grossi, созданных в указанный период, проведён их сравнительный анализ на уровне целостной организации, трактовки оркестра и концертной формы. Систематизированы архетипические и кенотипические композиционные модели С. Губайдулиной, А. Шнитке, Р. Щедрина и других композиторов, которые обновляют аналогичные модели XVIII века. Выявляя общее и особенное в интерпретации принципов концертирования, их взаимодействие с чертами театральности и медитативно-конфликтной симфонической драматургии, авторы показывают, что concerti grossi 1970–1990-х годов отражают многополярность необарочной картины современного мира.

Ключевые слова: барокко, необарокко, необарочное концертирование, типология жанра concerto grosso, архетипические и кенотипические композиционные модели


Полный текст:

PDF

Литература


Shitikova R. G. Typological Approach as the Foundation for Differentiation of Genre Groups and Separate Music Genres. Humanities and Science University Journal (Philology, Archaelogy, World History, Art History). 2019. No. 49, pp. 27–35. (In Russ.) https://doi.org/10.25807/PBH.22225064.2019.49.27.35

Shitikova R. G. Typology as a Music Genre Research Method. Humanities and Science University Journal (Philology, Archaelogy, World History, Art History). 2019. No. 46, pp. 38–45. (In Russ.) https://doi.org/10.25807/PBH.22225064.2019.46.38.45

Goncharenko S. S. Kenotypic Composite Models in the Concerti Grossi of the 18th Century. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2023. No. 65, pp. 88–96. (In Russ.) https://doi.org/10.31773/2078-1768-2023-65-88-96

Goncharenko S. S., Ostanina M. N. On the Question of the Term “Neo-Barocco Concertation”. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2021. No. 57, pp. 98–106. (In Russ.) https://doi.org/10.31773/2078-1768-2021-57-98-106

Shmakova O. V. Finale Artistic Composition: Structural-Contental Aspect in the Research Literature. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2023. No. 65, pp. 74–80. (In Russ.) https://doi.org/10.31773/2078-1768-2023-65-74-80




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.025-038

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.