Клавирные концерты В. Ф. Баха: между барокко и классическим стилем

Dana A. Nagina, Arseny I. Ivanov

Аннотация


Вильгельм Фридеман Бах (1710–1784) среди своих современников был известен прежде всего как клавирист-виртуоз и мастер импровизации. В его небольшом по меркам XVIII века композиторском наследии главное место отведено клавирной музыке, в особенности крупномасштабным жанрам — фантазиям, концертам и сонатам. Шесть клавирных концертов Фридемана Баха (пять точно атрибутированных и один приписываемый композитору) воплощают характерные черты его творчества — соединение барочных и раннеклассических свойств. Выявлению этих качеств посвящена настоящая статья. Так, среди признаков барочного стиля выделяется использование ритурнельной формы, принципов развёртывания в интермедиях, включение в тематизм риторических фигур, характерные фактурные переклички между tutti и solo. Принципы классического стиля выявляются в сонатности, усложняющей ритурнельную форму, в чётком членении экспозиционных построений (ритурнелей), обращении к классической топике. В целом модель баховских концертов вписывается в предложенный О. Малиниаком и Й. Гринбергом тип «встроенной сонаты» (“nested sonata” model), занимающий промежуточное положение между барочным («ритурнельным») и классическим типами. Особое внимание в статье уделено важнейшему качеству, подчёркивающему оригинальность стиля Вильгельма Фридемана, — фантазийности. Оно выразилось во внезапных сменах мелодических и ритмических рисунков, типов фактур, образовании фантазийных композиций в ритурнелях, а также в цитировании из музыки И. С. Баха и изобретательном переосмыслении заимствованного материала.

Ключевые слова: Вильгельм Фридеман Бах, клавирный концерт, классический стиль, галантный стиль, фантазийность, цитирование

Полный текст:

PDF

Литература


Kirillina L. V. Klassicheskii stil' v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. III: Poetika i stilistika [Classical Style in Music of the 18th – Early 19th Century. Part III: Poetics and Stylistics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 376 p.

Lutsker P. V., Susidko I. P. Motsart i ego vremya [Mozart and His Time]. 2nd ed. Moscow: Klassika-XXI, 2015. 623 p.

Podmazova P. B. The Genre of the Simphonie Concertante in France in the Second Half of the 18th Century. Music and Time. 2017. No. 12, pp. 20–24. (In Russ.)

Nagina D. A. About Musical Ideas of W. A. Mozart’s Sinfonia Concertante in E-flat Major in the Context of “Own” and “Another’s” Problem. Contemporary Musicology. 2017. No. 2, pp. 41–61. (In Russ.)

Nagina D. A. The Genre of Concert Symphony in the Works of Haydn and Mozart. Contemporary Musicology. 2019. No. 3, pp. 2–23. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2587-9731-2019-3-002-023

Podmazova P. B. Frantsuzskii skripichnyi kontsert: monografiya [French Violin Concerto: Monograph]. St. Petersburg: Lan': PLANETA MUZYKI, 2023. 300 p.

Nagina D. A. Concert Arias by W. A. Mozart: Features of the Genre. Starinnaya muzyka / Early Music Quarterly. 2013. No. 2, pp. 22‒25. (In Russ.)

Nagina D. A. Concert Aria: the History of Ideas about the Term and Genre. Musicology. 2013. No. 8, pp. 3‒10. (In Russ.)

Gerver L. L. Fugues for Chorus and Soloist Ensemble in Joseph Haydn’s Late Masses. Contemporary Musicology. 2021. No. 1, pp. 57–77. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2587-9731-2021-1-057-077

Demchenko A. I. The Imperishable Johann Sebastian: Postict. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2023. No. 2, pp. 8–23. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2782-3598.2023.2.008-023

Schulenberg D. The Music of Wilhelm Friedemann Bach. New York: University Rochester Press, 2010. 342 p.

Ivanov A. I. Wilhelm Friedemann Bach’s Clavier Fantasies: A Creative Dialogue with the Father. Contemporary Musicology. 2021. No. 2, pp. 39–59. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2587-9731-2021-2-039-059

Podporinova E. V. Concertos for Two Claviers by A. Soler in the Aspect of Performing Interpretation. Aspekty istoricheskogo muzykovedeniya [Aspects of Historical Musicology]. 2017. No. 10, pp. 224‒239. (In Russ.)

Soloviova O. Johann Bach’s Harpsichord Concertos in the Context of the Development of Baroque Instrumental Genres. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. No. 5, pp. 51‒55. https://doi.org/10.29013/EJHSS-20-5-51-55

Nagina D. A. Haydn, Mozart and Pleyel: Rivalry and Interinfluences. Contemporary Musicology. 2021. No. 2, pp. 91–144. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2587-9731-2021-2-091-144

Maliniak O., Greenberg Y. Follow the Solo: The Formal Evolution of the Concerto in the Eighteenth Century. Music Theory Spectrum. 2022. Vol. 44, Issue 2, pp. 231–259. https://doi.org/10.1093/mts/mtac009




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.008-024

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.