Некоторые особенности драматургического и композиционного строения оперы Джона Адамса «Доктор Атомный»

Alexandra V. Shornikova

Аннотация


Аннотация. Статья посвящена изучению оперы Джона Адамса, наделённой чертами
документалистики. Это обусловлено не только обращением к реальным событиям
американской истории, но и введением в текст оперы документальных текстов – вербальных
и аудиальных. Композитору Адамсу и режиссёру Питеру Селларсу удалось найти особый
безоценочный модус воплощения реально-исторического сюжета, оставив расстановку
основных смысловых акцентов за зрителем. В основу эксперимента – музыкального
и режиссёрского, с точки зрения автора статьи, положены наработки театрального
авангарда и перформативных практик. Для раскрытия новизны драматургических и
композиционных принципов экспериментального оперного спектакля избраны два
параметра анализа – временной и пространственный. Отталкиваясь от особой роли саунд-
дизайна и его изобретательного использования Марком Греем, композитору и режиссёру
удалось посредством особого звукового баланса, необычных электронных красок и
трансляции записей звуковых реалий создать, с одной стороны, эффект присутствия
зрителя, помещённого в «эпицентр» происходящего, а с другой – вызвать иллюзию
пространственных перемещений. Для достижения этих целей авторами задействован
окружающий звук, ранее свойственный кинематографу. Это позволило создать
иммерсивное акустическое пространство, разрушающее границу между реальностью и
искусством. Игра же с временными параметрами, как показано в статье, развёртывается
в противопоставлении психологического и реального времени. И если первое решено на
основе музыкальных аллюзий музыки И. Стравинского, Р. Вагнера, К. Орфа и К. Дебюсси
и выявляет внутреннее психологическое переживание хода времени героями, то реальное
время материализуется в звучании ритмо-остинатных образований. Выводы акцентируют
влияние перформативности на оперную драматургию и композицию оперы «Доктор
Атомный».

Ключевые слова: Джон Адамс, Питер Селларс, документальный музыкальный театр,
опера «Доктор Атомный», перформативные музыкальные практики


Полный текст:

PDF

Литература


Krylova A. V. K voprosu o prirode art-performansa [Concerning the Question of the Nature of Art-Performance]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2020. No. 1, pp. 27–35. (In Russ.).

Shornikova A. V. «Nikson v Kitae» Dzh. Adamsa: opera na peresechenii stiley» [“Nixon in China” by John Adams: An Opera at the Intersection of Styles]. Muzykoznanie v sovremennom mire: temy, problemy i tendentsii razvitiya: sb. st. [Musicology in the Modern World: Topics, Issues and Development Tendencies]. Ed. by A. V. Krylova; Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory. Rostov-on-Don, 2018, pp. 97–104. (In Russ.).

Shornikova A. V. Vliyanie dokumental'nykh form iskusstva na opernyy teatr SShA rubezha XX–XXI vekov [Influence of Documentary Art Forms on the Opera Theatre in the USA at the Turn of the 20th and the 21st Centuries]. Nauchnye shkoly v muzykovedenii XXI veka: k 125-letiyu uchebnykh zavedeniy imeni Gnesinykh: materialy Mezhdunar. nauch. konf. 24–27 noyabrya 2020 goda [Academic Schools in 21st Century Musicology: Towards the 125th Anniversary of the Gnesins’ Educational Institutions: Materials of the International Academic Conference on 24–27 November 2020]. Ed. by T. I. Naumenko. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow, 2020, pp. 531–539. (In Russ.).

Marios K. The (not so) Classical Productions of Peter Sellars: Ajax, Persians and Children of Heracles. University of British Columbia, 2018. 109 p.

Kiseeva E. V., Demina V. N. Ritual i muzykal'no-teatral'nyy performans: tochki soprikosnoveniya [Ritual and Musical Theatre Performance: Common Grounds]. Bogosluzhebnye praktiki i kul'tovye iskusstva v sovremennom mire [Liturgical Practices and Religious Arts in the Modern World]. Ed. by S. I. Khvatova; Adyghe State University. Maykop, 2020, pp. 542–556. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.181-188

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.