Строфика и сонатность в итальянской оперной арии 1720–1730-х годов

Pavel V. Lutsker, Irina P. Susidko

Аннотация


Аннотация. В настоящее время в теории музыкальной формы господствует убеждение,
что в вокальные жанры, конкретнее, в оперную арию элементы сонатной композиции стали
проникать лишь к концу XVIII века, когда они уже полностью сложились в инструментальной
музыке. В новейших исследованиях сонатной формы, как отечественных, так и зарубежных,
главы о появлении или проявлении принципов сонатности в оперно-вокальной музыке
отсутствуют. Тем не менее в итальянской арии (как в рамках серьезной, так и комической
оперы) принципы сонатной композиции интенсивно складываются уже во второй половине
1720-х годов, то есть задолго до того, как эти процессы отмечены в области инструментальной
музыки.
В статье приводится анализ композиции в ряде арий из серьёзных и комических опер
Леонардо Винчи, Иоганна Адольфа Хассе, Джованни Баттисты Перголези, Гаэтано
Латиллы. Сонатные принципы в них нашли выражение в структурно-функциональном,
тонально-гармоническом и тематическом планах. Все арии представляют собой варианты
двухчастной (двухколенной) старинной сонатной формы в рамках крайних разделов
формы da capo. В заключение сделаны выводы: 1) сонатная форма в арии складывается на
основе взаимодействия со строфической организацией поэтического текста, содержащего
образный контраст; 2) становление сонатной формы проходило стадиально – от ясно
структурированной экспозиции (без чётких признаков сонатности во второй части формы) до
полной двухколенной сонатной формы с тематическим повтором и тональным подчинением
в репризе, приоритетную роль в этом процессе играла комическая опера. Статья содержит
нотные примеры и таблицы.

Ключевые слова: сонатная форма, итальянская оперная ария XVIII века, строфика


Полный текст:

PDF (English) PDF

Литература


Bianconi L., Noiray M. Premessa. L’aria col da capo. Quaderni di “Musica e Storia”, XVI/3 (2008). Venezia: Fondazione Ugo e Olga Levi – Società editrice il Mulino, 2008, pp. 515–517.

Goryukhina N. A. Evolyutsiya sonatnoy formy [The Evolution of Sonata Form]. Kiev: Muzychna Ukraina, 1970. 311 p. (In Russ.).

Evdokimova Yu. K. Stanovlenie sonatnoy formy v predklassicheskuyu epokhu [The Formation of the Sonata Form in the Pre-Classical Era]. Voprosy muzykal'noy formy. Vyp. 2 [Questions of Musical Forms. Issue 2]. Moscow: Muzyka, 1972, pp. 98–138. (In Russ.).

Einstein A. Mozart: His Character, His Work Transl. by A. Mendel, N. Broder). Oxford: Oxford Univ. Press, 1962. 492 p.

Rosen C. Sonata forms. 2nd Ed. New York-London: W.W. Norton & Company, 1988. 415 p.

Hepokoski J., Darcy W. Elements of Sonata Theory: Norms, Types, and Deformations in the Late-Eighteenth-Century Sonata. Oxford: Oxford Univ. Press, 2006. 662 p.

Kühn C. Formenlehre der Musik. 11th ed. Kassel: Bärenreiter, 2018. 219 p.

Diergarten F., Neuwirth M. Formenlehre. Laaber: Laaber-Verlag, 2019. 278 p.

Strohm R. Italienische Opernarien des frühen Settecento (1720–1730). In 2 Vols. Analecta musicologica, 16. Cologne: Arno Volk-Hans Gerig: 1976. 268 p.; 342 p.

Martin N. J. Mozart’s Sonata-Form Arias. Formal Functions in Perspective: Essays on Musical Form from Haydn to Adorno. Ed. by S. V. Moortele, J. Pedneault-Deslauriers, N. J. Martin. Rochester: NY University of Rochester Press, 2015, pp. 37–76.

Hunt G. Aria-sonata forms: Taking “Formenlehre” to the opera once more. 9th European Music Analysis Conference — EUROMAC 9. URL: http://euromac2017.unistra.fr/conference/aria-sonata-forms-taking-formenlehre-to-the-opera-once-more-2/ (25.05.2021).

Lutsker P. V., Susidko I. P. Ital'yanskaya opera XVIII veka. Ch. 2 [Italian Opera of the 18th Century. Vol. 2]. Moscow: Klassika-XXI, 2004. 648 p. (In Russ.).

Nagina D. A. Sonatnaya forma v vokal'noy muzyke: sluchaynost' ili zakonomernost' [Sonata Form in Vocal Music: Randomness or Pattern]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Notes of Gnesin’s Russian Academy of Music]. 2019. No. 1, pp. 27–43. (In Russ.).

Birson A. M. What Haydn Teaches Us About Sonata Form: The Da Capo Aria and the Early Keyboard Sonatas, Hob. XVI:1 & 3. HAYDN: Online Journal of the Haydn Society of North America. 10.2 (Fall 2020), pp. 1–17. URL: http://haydnjournal.org (25.05.2021).

Tyulin Yu. N. Dramaturgia sonatnoy formy [The Dramaturgy of Sonata Form]. Muzykalnaia forma [Musical Form]. Ed. by Yu. N. Tyulin. 2nd Ed. Moscow, 1974, pp. 251–254. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.063-075

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.