Симфонические искания в финской музыке 1960-х: «Arabescata» Эйноюхани Раутаваара и Первая симфония Хенрика Отто Доннера

Irina V. Koposova

Аннотация


Аннотация. Статья посвящена 60-м годам XX века, времени освоения в Финляндии
техник новейшей композиции, когда многие авторы устремились переинтонировать с их
помощью симфонию – важнейший для финской музыкальной истории жанр. Направления
его трансформации показаны на примере Четвёртой симфонии «Arabescata» Эйноюхани
Раутаваара (1962) и Первой симфонии Хенрика Отто Доннера (1964). «Arabescata»
Раутаваара – единственное финское целиком сериальное оркестровое сочинение. В процессе
анализа показаны особенности структурной организации и выделены признаки, делающие
опус симфонией. Судьба «Arabescata» связана со сменой жанрового статуса: композитор
включил её в симфонический массив спустя двадцать четыре года после создания. При этом
сочинение изначально образовывало иерархически устроенный цикл, в котором угадывается
«семантический инвариант жанра» (Марк Арановский). Симфония Доннера, наоборот,
сохранив традиционное обозначение, существенно отклонялась от типичного содержания.
Представляя собой коллаж, образованный двадцатью цитатами из академической, поп-музыки
и джаза, она на несколько лет опередила появление образцов коллажной полистилистики
– Симфонии Лючано Берио (1968) и Первой симфонии Альфреда Шнитке (1972). Решение
Доннера было для него закономерным и вобрало в себя опыт работы в электронных студиях:
симфония демонстрирует взгляд на материал как акустический объект и опору на монтажные
принципы композиции. Два рассмотренных опуса, по-разному наследуя традиции жанра,
в истории финской симфонии выполнили сходную функцию: выйдя из плена сибелиусовского
влияния, показали новые горизонты трактовки жанра.

Ключевые слова: финская симфония 1960-х, Эйноюхани Раутаваара, Хенрик Отто
Доннер, сериализм, стилевой плюрализм, семантический инвариант симфонии


Полный текст:

PDF

Литература


Mironova A. G. Eynoyukhani Rautavaara. Estetika i tvorchestvo. Stat'i i materialy (sbornik perevodov): diplomnaya rabota [Einojuhani Rautavaara. Aesthetics and Musical Legacy. Articles and Materials (Compilation of Translations): Master Thesis]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State A. K. Glazunov Conservatory, 2000. 130 p. (In Russ.).

Nordgren P. H. Joonas Kokkonen – Symphonist. Finnish Music Quarterly. 1991. XII/3, рр. 3–8.

Okuneva E. G. «Arabescata» Eynoyukhani Rautavaary kak obrazets finskogo serializma [“Arabescata” by Einojuhani Rautavaara as a Specimen of Finnish Serialism]. Tekst khudozhestvennyy: grani interpretatsii: sb. nauch. st. po materialam mezhdunarodnoy konferentsii [Artistic Text: Facets of Interpretation: Compilation of Scholarly Articles Based on the Materials of the International Conference]. Petrozavodsk State A. K. Glazunov Conservatory. Petrozavodsk, 2013, pp. 329–344. (In Russ.).

Aho K. Einojuhani Rautavaara Sinfonikkona / als Sinfoniker / as Symphonist. Helsinki: Sibelius Academy Publication Series 5, Pan 131, 1988. 139 p.

Pereverzeva M. V. Aleatorika kak printsip kompozitsii: dis. ... d-ra iskussvovedeniya [Aleatory Technique as a Principle of Composition: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2014. 571 p. (In Russ.).

Ross A. Dal'she – shum. Slushaya XX vek [Further On there is Noise. Listening to the 20th Century]. Translated from the English by M. Kaluzhsky and A. Gindina. Moscow: Astrel: CORPUS, 2012. 560 p. (In Russ.).

Korkhonen K. Kompozitory Finlyandii ot Srednevekov'ya do nashikh dney [Composers of Finland from the Middle Ages to the Present Day]. Jyväskylä: Gummerus Kirjapaino Oy, 2008. 248 p. (In Russ.).

Aranovskiy M. G. Simfonicheskie iskaniya: Problemy zhanra simfonii v sovetskoy muzyke 1960–1975 gg.: issledovatel'skie ocherki [Symphonic Quests. Issues of the Genre of the Symphony in Soviet Music During the Period of 1960–1975: Research Essays]. Leningrad: Sovetskiy Kompozitor, 1979. 287 p. (In Russ.).

Heiniö M. Aikamme musiikki: 1945–1993 [Music of Our Time: 1945–1993]. Porvoo; Helsinki; Juva: WSOY, 1995. 568 p. (Suomen musiikin historia 4 [History of Finnish Music 4]). (In Finnish).

Sigida S. Yu. Muzykal'naya kul'tura SSHA kontsa XIX – pervoy poloviny XX veka. Stanovleniye natsional'noy identichnosti: ocherki [Musical Culture of the USA of the Late 19th and the First Half of the 20th Centuries. Formation of the National Identity: Essays]. Moscow: Kompozitor, 2012. 504 p. (In Russ.).

Manulkina O. B. Ot Ayvza do Adamsa: amerikanskaya muzyka XX veka [From Ives to Adams: 20th Century American Music]. St. Petersburg: Ivan Limbach Publishing House, 2010. 777 p. (In Russ.).

Okuneva E. G. Finskiy avangard nachala 1960-kh: istoriya, estetika, praktika [Finnish Avant-garde Music of the Early 1960s: History, Aesthetics, Practice]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2010. No. 1, pp. 143–150. (In Russ.).

Salmenhaara E. Henrik Otto Donner. Sinfonia No. 1. Helsingin Sanomat. 18.11.1964. 156 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.034-051

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.