Перформативные черты документального музыкального видеотеатра Стива Райха

Alexandra V. Shornikova

Аннотация


Статья посвящена осмыслению процессов обновления современного музыкального
театра под воздействием документалистики и перформативности. Отталкиваясь от
факта интенсивного роста коммуникативной активности в современном социуме, автор
констатирует формирование запроса публики на актуализацию содержания современного
искусства и возможность интерактивного взаимодействия в процессе его представления.
Опираясь на теорию перформанса Р. Шехнера, автор анализирует документальные
видеооперы С. Райха с точки зрения роли перформативных свойств в преобразовании
спектакля. В связи с этим рассматривается вопрос о перформативных чертах либретто
опер, особых приёмах работы с голосом и текстом – таких, как совмещение визуально-
графических и аудиальных форм подачи текста, конструирование его из дискретных
фрагментов речевых актов респондентов, игровая природа, заключающаяся
в мелодизации речи и переводе речевых интонационных оборотов в инструментальные,
замена семантики слова его фонической формой и др. Также анализируется вопрос:
как традиционная структура оперного спектакля трансформируется под воздействием
таких свойств перформативного искусства, как создание особых пространственных и
временных координат, усиливающих силу суггестии. Широкое использование экранов
позволяет разомкнуть условно-театральное пространство в реальную повседневность
и изменить характер переживания времени. Следствием рассмотренных особенностей
становится трансформация привычных условий восприятия спектакля, в связи с чем у
зрителей возникает так называемое пограничное состояние, имеющее важнейшее значение
в эстетике перформативности.

Ключевые слова: опера, перформанс, документальный музыкальный видеотеатр,
суггестия, ритуал, Стив Райх.


Полный текст:

PDF

Литература


Bakumenko M. N. Dokumental'nyy videomuzykal'nyy teatr Stiva Raykha v kontekste kommunikativnykh poiskov minimalizma: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Steve Reich’s Documentary Video Music Theatre in the Context of the Communicative Search for Minimalism: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2012. 247 p.

Kiseeva E. V. Performans kak forma predstavleniya muzykal'no-khoreograficheskogo iskusstva vtoroy poloviny XX veka [Multimedia Performance as a Form of Presentation of the Art of Music and Choreography in the Second Half of the 20th Century]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 50–55. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.050-055.

Krylova A. V. K voprosy o prirode art-performansa [Concerning the Question of the Nature of Art Performance]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2020. No. 1 (38), pp. 27–35.

Kuznetsov V. Yu. Performativnost' i urovni kommunikatsii [Performativity and the Levels of Communication]. Logos. 2009. No. 2 (70, pp. 136–150. URL: http://www.intelros.ru/pdf/logos_02_2009/11.pdf (15.02.2020).

Semyan T. F. Performativnyy kharakter teksta sovremennoy otechestvennoy dramy [The Performative Character of the Literary Text of Contemporary Russian Drama]. Ural'skiy filologicheskiy vestnik [Ural Philological Bulletin]. 2012. No. 1, pp. 167–177.

Fischer-Lichte E. Estetika performativnosti [Performance Aesthetics]. Translation from German N. Kandinsky; Edited by D. V. Trubochkin. Moscow: Kanon+, 2015. 376 p.

A Theater of Ideas. Steve Reich and Beryl Korot on Three Tales. URL: http://www.stevereich.com/threetales_intv.html (15.02.2020).

Reich S. Three Tales, Libretto. URL: https://www.stevereich.com/threetales_lib.html (15.02.2020).

Schechner R. A New Paradigm for Theatre and the Academy. TDR. 1992. Vol. 36, No. 4, pp. 7–10.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.027-036

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.