Музыка И. С. Баха в творчестве Ингмара Бергмана
Аннотация
Музыка, являясь важной составляющей жизни и творчества
шведского режиссёра Ингмара Бергмана, сыграла огромную
роль как в его кинематографических, так и театральных
работах. Он обращался к широкому кругу явлений миро-
вой музыки, однако одним из главных композиторов для
него стал И.С. Бах. Его музыка неоднократно появлялась в
фильмах и спектаклях режиссёра, начиная с 1950-х годов,
обобщая главные идеи произведений, отмечая важнейшие
кульминационные моменты, организуя драматургию цело-
го. Наиболее тесно по структуре, внутренней концепции и
названию с музыкой Баха связан последний фильм «Сара-
банда». Сарабанда из пятой виолончельной сюиты Баха c
moll (BWV 1011) звучит на протяжении фильма пять раз,
появляясь в различных эпизодах и имея значение рефрена
(в структуре) и символа картины (по смыслу). Она также
объединяет самые разные смысловые и сюжетные уровни
не только этого фильма, но и жизни и творчества Бергмана
в целом.
Ключевые слова: Ингмар Бергман, Иоганн Себастьян
Бах, киномузыка, фильм И. Бергмана «Сарабанда»
шведского режиссёра Ингмара Бергмана, сыграла огромную
роль как в его кинематографических, так и театральных
работах. Он обращался к широкому кругу явлений миро-
вой музыки, однако одним из главных композиторов для
него стал И.С. Бах. Его музыка неоднократно появлялась в
фильмах и спектаклях режиссёра, начиная с 1950-х годов,
обобщая главные идеи произведений, отмечая важнейшие
кульминационные моменты, организуя драматургию цело-
го. Наиболее тесно по структуре, внутренней концепции и
названию с музыкой Баха связан последний фильм «Сара-
банда». Сарабанда из пятой виолончельной сюиты Баха c
moll (BWV 1011) звучит на протяжении фильма пять раз,
появляясь в различных эпизодах и имея значение рефрена
(в структуре) и символа картины (по смыслу). Она также
объединяет самые разные смысловые и сюжетные уровни
не только этого фильма, но и жизни и творчества Бергмана
в целом.
Ключевые слова: Ингмар Бергман, Иоганн Себастьян
Бах, киномузыка, фильм И. Бергмана «Сарабанда»
Полный текст:
PDFЛитература
Bergman I. Bergman o Bergmane. Ingmar Bergman v teatre i kino [Bergman about Bergman. Ingmar Bergman in Theater and Cinema]. Moscow: Raduga, 1985. 525 p.
Bergman I. Laterna magika [Laterna Magica]. Moscow: Iskusstvo Press, 1989. 286 p.
Bergman I. Stat’i. Retsenzii. Stsenarii. Interv’yu [Articles. Reviews. Scenarios. Interviews]. Moscow: Iskusstvo Press, 1969. 282 p.
Surkova O. Е. S Tarkovskim i o Tarkovskom [With Tarkovskiy and about Tarkovskiy]. Moscow: Raduga, 2005. 464 p.
Koskinen M., Holmberg J. Out of the past. Bergman’s Musical Mathematics. Filmkonst. No.105. Göteborg, 2006, pp. 26–36.
DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.016-019
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.