Синестетичность как компонент музыкально-интонационного процесса
Аннотация
В статье рассматривается участие в становлении музыкально- интонационного процесса смыслопорождающего механизма синестетичности. Выявляется роль синестезии (межчувственной ассоциации) в развертывании «генетической программы» музыкального текста и формировании на основе интонационной инвариантности целостного многомерного смыслового поля. На примере «Ритмических этюдов» О. Мессиана осуществляется синестетическая интерпретация текстов «неклассического звукового пространства» ХХ в.
Ключевые слова: музыкальная психология, музыкальный текст, синестезия, музыка О. Мессиана
Полный текст:
PDFЛитература
Akopyan L. O. Analiz glubinnoy struktury muzykal'nogo teksta: avtoref. dis. … dok. iskusstvovedeniya. — M., 1996.
Assandzholi R. Psikhosintez. — M.: Refl-buk; Kiev: Vakler, 1997.
Bauer S. Modal'nost' kak kategoriya myshleniya i spetsifika ee voploshcheniya v muzykal'nom tekste // Zvuk, intonatsiya, protsess / RAM im. Gnesinykh. — M., 1968. — Vyp. 148. — S. 16—36.
Bashlyar G. Psikhoanaliz ognya. — M.: Progress, 1973.
Bibikova T. P. O topologicheskikh svoystvakh muzykal'nogo perezhivaniya // Interpretatsiya khudozhestvennogo teksta: mezhdistsiplinarnyy seminar — 4 / Petrozavodskaya gos. konservatoriya. — Petrozavodsk, 2001. — S. 30—45.
Galeev B. M. Chelovek, iskusstvo, tekhnika (Problema sinestezii v iskusstve). — Kazan': Izd-vo Kazanskogo gos. un-ta, 1987.
Gryusser O. Funktsional'naya assimetriya mozga i ee znachenie dlya iskusstva, esteticheskogo vospriyatiya i tvorchestva / O. Gryusser,
T. Zel'ke, T. Tsinda // Krasota i mozg: biologicheskie aspekty estetiki. — M., 1995. —
S. 265—300.
Gural'nik L. Yu. Simvolika i programmnost' u Messiana // Simvol, simvolicheskoe, simvolizatsiya v iskusstve i kul'ture: problemy yazyka iskusstva. — SPb., 2001. — S. 9—16.
Zemtsovskiy I. I. Tekst — Kul'tura — Chelovek: opyt sinteticheskoy paradigmy // Muz. akademiya. — 1992. — № 4. — S. 3—6.
Iskhakova S. Z. «Neklassicheskoe» zvukovoe prostranstvo: muzykal'naya kompozitsiya nachala XX veka v kontekste idey vremeni: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. — M., 1998.
Kolyadenko N. P. Sinestetichnost' muzykal'no-khudozhestvennogo soznaniya (na materiale iskusstva XX veka). — Novosibirsk: Novosibirskaya gos. konservatoriya, 2005.
Kurt E. Osnovy linearnogo kontrapunkta: melodicheskaya polifoniya Bakha. — M.: Muzgiz, 1931.
Losev A. F. Muzyka kak predmet logiki // Forma. Stil'. Vyrazhenie. — M.: Mysl', 1995.
Medushevskiy V. V. Dvoystvennost' muzykal'noy formy i vospriyatie muzyki // Vospriyatie muzyki. — M., 1980. — S. 178—194.
Melik-Pashaeva K. Krasota sorazmernostey // Sov. muzyka. — 1975. — № 12. — S. 128—133.
Messian O. Tekhnika moego muzykal'nogo yazyka. — M.: Greko-latinskiy kabinet Shichalina, 1994.
Minaev E. A. Muzykal'no-informatsionoe pole v evolyutsionnykh protsessakh chelovechestva: avtoref. dis. … dok. iskusstvovedeniya. — M., 2000.
Nazaykinskiy E. V. Muzykal'noe vospriyatie kak problema muzykoznaniya // Vospriyatie muzyki. — M., 1980. — S. 91—111.
Nikitenko O. B. Fonologicheskie aspekty muzykal'nogo yazyka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. — L., 1987.
Roshchina T. A. Ispolnitel'skaya traktovka avtorskoy kontseptsii fakturoobrazovaniya (na primere fortepiannogo tvorchestva K. Debyussi, M. Ravelya, O. Messiana): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. — Kiev, 1991.
Sokolov A. S. Muzykal'naya kompozitsiya XX veka: dialektika tvorchestva: avtoref. dis. … dok. iskusstvovedeniya. — M., 1992.
Tsaregradskaya T. V. Vremya i ritm v tvorchestve Oliv'e Messiana. — M.: Klassika. XXI vek, 2002.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.