Творчество как универсальный феномен бытия (об авторской концепции О. А. Жуковой)

Polina S. Volkova

Аннотация


Статья посвящена проблеме творчества, которая рассматривается в монографии российского учёного — философа и культуролога О. А. Жуковой «Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования» (2022). Несмотря на то, что философско-культурологический анализ творческого процесса осуществляется в работе исследователя преимущественно на материале литературы, его универсальный характер позволяет автору обнаружить параллели между словесным, философским и музыкальным дискурсами. Поскольку положения и идеи, выдвигаемые в монографии, создают прецедент для обсуждения актуальных теоретико-методологических проблем музыкального искусства, цель статьи определяется построением системы аргументации, обеспечивающей правомерность следующего утверждения: творчество выступает в качестве бытийственного феномена, обусловливающего самооправдание личности творца, независимо от того, идёт ли речь о поэте, художнике, композиторе либо читателе, зрителе и слушателе (исполнителе). При этом центральная задача настоящей статьи — позиционировать музыку в качестве духовно-интеллектуального творчества, универсальными формами которого выступают познание реальности и созидание смыслообраза, раскрывающегося в структуре художественного текста. Опираясь на опыт известных философов, культурологов и искусствоведов, художников слова и музыкантов-исполнителей, автор статьи приходит к необходимости настраивать слух всякого творца на звучащее бытие, суть которого с наибольшей полнотой способна раскрыть лишь музыка.
Ключевые слова: звучащее бытие, творческий процесс, структура художественного текста, музыка и философия 


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Kireeva N. Yu. Communicative and Axiological Approach in the Implementation of Musical and Theater Creativity. Izvestiya of the Samara Science Center of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences. 2023. Vol. 25, No. 3, pp. 74‒81. (In Russ.) https://doi.org/10.37313/2413-9645-2023-25-90-74-81

Kireeva N. Yu. Musical Theatricalization in the Aspect of Value Communication: on the Issue of Terminology. PHILHARMONICA. International Music Journal. 2022. No. 3, pp. 34–51. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2453-613X.2022.3.38054

Volkova P. S., Shakhovsky V. I. Spirituality in the Aspect of Art. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 187‒198. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.187-198

Shakhovsky V. I., Volkova P. S. Language as a System: Meaning and Sense. Linguistics and Polyglot Studies. 2020. Vol. 23, No. 3, pp. 48‒62. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2410-2423-2020-3-23-48-62

Zhukova O. A. The Philosophical Modus of Russian Literature: Boris Pasternak’s Creative Experience. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2020. Vol. 63, No. 7, pp. 21‒38. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-7-21-38




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.182-190

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.