Формы взаимодействия народного песенного творчества и инструментальной музыки (на примере традиционного сольно-группового пения кавказских народов)

Beslan G. Ashkhotov

Аннотация


В статье рассматривается взаимосвязь вокально-хоровой и инструментальной музыки в общекавказском традиционном сольно-групповом исполнительстве (адыгском, абхазском, осетинском, балкарском и карачаевском). Данная проблематика ещё не становилась предметом специального научного осмысления. В этой связи цель статьи — привлечь внимание специалистов к её изучению и определению роли инструментального пласта в нормативной фактуре широко распространённого песенного исполнительства в кавказском регионе. Традиционная региональная фактура песнетворчества включает два основных пласта: сольное декламационное изложение напева и хоровое (ансамблевое) сопровождение, находящиеся в диалоговом взаимодействии. Зачастую встречается и третий пласт — инструментальный, как правило, в исполнении традиционного струнно-смычкового инструмента. Как подтверждает живая фольклорная практика, его участие в сольно-групповом песнопении не является обязательным фактором. В статье определяется место и роль инструментального пласта в рассматриваемом фольклорном материале. Автором выявляются основные функции всех фактурных пластов, паритетность первых двух линий песенной фактуры и формы их взаимодействия, в которых отражается традиционно-нормативная и самодостаточная структура характерного многоголосного песнопения народов Северного Кавказа.
Ключевые слова: этнокультура, сольно-групповая манера исполнения, музыкальная инструментальная культура, инструментализм, коммуникативные фольклорные традиции


Полный текст:

PDF

Литература


Gaisina Yu. V. Concerning the Question of the Evolution of an Ethno-Musical System (on the Materials of the Song Traditions of the Upper Oka Villages of the Tula Region). Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2023. No. 4, pp. 177–187. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.177-187

Zokhrabova L. R. The Melodicism of Azerbaijani Folk Songs. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 186–194. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.186-194

Ashkhotov B. G. About the Verbalizing Patterns of an Assonant Text in the Solo vs. Group Singing of the Peoples from the Caucasus. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 98–106. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.098-106

Ashkhotov B. G. O masterstve interpretatsii muzykal'nogo fol'klora [About the Mastery of Interpreting Musical Folklore]. Doklady Adygskoi (Cherkesskoi) Mezhdunarodnoi Akademii nauk [Reports of the Adyghe (Circassian) International Academy of Sciences]. 2021. Vol. 21, No. 4, pp. 70–76. (In Russ.) https://doi.org/10.47928/1726-9946-2021-21-4-70-76

Rudichenko T. S. Genre Systems of Musical Folklore: Construction Approaches. South-Russian Musical Anthology. 2021. No. 2, pp. 52–59. (In Russ.) https://doi.org/10.52469/20764766_2021_02_52




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.114-125

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.