Многомерность гармонии в произведениях крупной формы С. В. Рахманинова: опыт анализа Третьего фортепианного концерта

Vitaly V. Aleev

Аннотация


Одним из жанров, аккумулирующих важные стилевые приметы творчества Сергея Рахманинова, стал фортепианный концерт. Значительный композиционный масштаб, широта и многомерность музыкального содержания позволяют наблюдать в его пределах разнообразные явления гармонического языка. Автор статьи рассматривает особенности мышления композитора на примере Третьего фортепианного концерта, выделяя специфику организации тонального плана, гармонической функциональности, аккордового строения и др. Новаторские черты гармонии композитора в статье связываются с процессами дифференциации внутри крупной звуковой модели. Расширенная тональность предстаёт сквозь множество частных тональных состояний (Ю. Холопов), позволяющих определить её внутреннюю динамику. Наряду с расширенной функциональной тональностью мажоро-минорного лада выделены многозначная, колеблющаяся, снятая и другие виды состояний тональности. Эти важнейшие особенности помогают по-новому взглянуть на стиль крупных рахманиновских произведений.
Ключевые слова: стиль Рахманинова, фортепианный концерт, тональный план, расширенная тональность, тональные состояния


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Gulyanitskaya N. S. Rachmaninoff’s High Culture of ‘Conservatism’. Scholarly Papers of Gnesin Russian Academy of Music. 2023. No. 3, pp. 35–39. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2227-9997-2023-3-35-39

Sheludyakova O. E. Concerning the Issue of Interaction between the Melodic Element and Harmony in Sergei Rachmaninoff’s Works. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2019. No. 4, pp. 158–166. (In Russ.) https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.158-166

Krivitskaya E. D. Searching for a Unified Style. Review on the book “Rachmaninoff’s Style.” Muzykal'naya akademiya [Music Academy]. 2023. No. 3, pp. 246–255. (In Russ.) https://doi.org/10.34690/336

Skvortsova I. A., Smolkin K. V. New Stylistic Principles in the Romances op. 38 by S. Rachmaninoff. South-Russian Musical Anthology. 2020. No. 3, pp. 50–56. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-13007

Koryapina T. P. Transformation of the Finale in Three Editions of the Fourth Piano Concerto by S. V. Rachmaninoff. The Journal of Russian Society for Theory of Music. 2023. No. 2, pp. 56‒66. (In Russ.) https://doi.org/10.26176/otmroo.2023.42.2.004




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.105-113

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.