Музыка Фаусто Ромителли: к вопросу о «музыкальном материале»

Tatiana V. Tsaregradskaya

Аннотация


Конец XX века демонстрирует расширение горизонтов понимания звука, концепцию его перехода в «саунд», что в корне меняет представление о тембре: из сопутствующего компонента звучания тембр становится основным, меняя в результате всю концепцию музыкального материала. Таким образом находит своё подтверждение теория историчности «музыкального материала», выдвинутая первоначально выдающимся немецким ученым Теодором Адорно в середине XX века. Его концепт был подхвачен прежде всего итальянским композитором Луиджи Ноно, который принципиально изменил зону представлений об этом феномене, о чём свидетельствует его ученик Хельмут Лахенман. Это потребовало не просто новых звучаний, но пересмотра отношения к работе с ними. Фаусто Ромителли (1963–2004) принадлежит к той генерации композиторов, которые в области академического искусства нашли новые пути работы со звуком. В его творчестве звук (саунд) становится многокомпонентным, специально сочинённым сложным феноменом, где взаимодействуют акустические инструменты, электронные звучания и реверберация — «аура», звуковое «гало», которые также сочиняются намеренно («сочинённый резонанс»). Индивидуальность Ромителли сказывается в том, что этот компонент своего музыкального материала он строит, опираясь на звуковые находки в области рок-музыки, в частности музыки группы «Пинк Флойд», что отражается в ряде сочинений (EnTrance, Professor Bad Trip). «Ауру» своего звука Ромителли характеризовал как «грязную», понимая под этим специфический резонанс звучания электрогитары в рок-музыке. «Сочинённый резонанс» Ромителли не является чем-то присущим только этому композитору; феномен «сочинённого резонанса» как части музыкального материала можно проследить и у других авторов, в частности у Кайи Саариахо (Amers для виолончели соло и ансамбля).
Ключевые слова: Фаусто Ромителли, Адорно, музыкальный материал, саунд, «сочинённый резонанс»


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Veksler Yu. S. Erwin Schulhoff’s Dadaist Ballets: From Mystery to Grotesque. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, No. 3, pp. 8‒27. (In Russ.) https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.001

Khrustcheva N. A. An Attempt at Transgression: “An Index of Metals” by Fausto Romitelli as a Metamodernist Opera. Music Academy. 2023. No. 4, pp. 166–177. (In Russ.) https://doi.org/10.34690/351

Lavrova S. V. To the Concept of “Sound Object” in Musical Theory and Composition Practice of the End of the 20th — the Beginning of the 21st Century. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2023. Vol. 13, No. 1, pp. 20–39. (In Russ.) https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.102

Iglitskaya A. K., Iglitskiy M. M. Fausto Romitelli: Harmony of Altered Mind. Journal of Moscow Conservatory. 2020. Vol. 11, No. 4, pp. 30–41. (In Russ.) https://doi.org/10.26176/mosconsv.2020.43.4.003

Tsaregradskaya T. V. Kaija Saariaho and her Laterna Magica. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2021. Vol. 11, No. 4, pp. 607‒635. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.403




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.081-090

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.