О влиянии перформативных черт авангардного театра на документальную оперу
Аннотация
Документальность в музыкальном искусстве – одно из ярких, интересных и
малоисследованных явлений современности. Зародившись в области кино и драматического
театра, данная тенденция распространилась и на область музыкального театра. Введение
документальных неавторских материалов – вербальных и аудиальных – в художественный
контекст произведений оперного жанра существенно трансформировало традиционную
структуру музыкального спектакля. В статье устанавливается, что источником такого
рода экспериментальных опытов явились наработки авангардного драматического театра,
режиссёры которого широко использовали приёмы перформативного искусства. Для
документального музыкального театра это стало художественным ориентиром.
Анализ сценического опыта режиссёров Эрвина Пискатора, Джорджо Стрелера, Андрея
Щербана, Питера Селларса позволил выявить векторы воздействия на музыкальный
документальный театр авангардного театра, широко применявшего принципы
перформативности. Акцентируется роль современных компьютерных технологий, давших
возможность режиссёрам и композиторам получить расширенный по художественным
ресурсам и предрасположенности к синтезу инструментарий, реализовать перформативные
формы представления музыкального спектакля. В ряду новых черт – минималистичная
сценография, политические подтексты, расширение времени и пространства, особые
формы взаимодействия со зрителями. Их заимствование музыкальным документальным
театром доказывает силу воздействия авангардных художественных практик, существенно
трансформировавших оперные традиции.
Ключевые слова: документальность, документальная опера, авангардный театр,
перформативные практики
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.1.186-194
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.