«Мария Зайтун»: путь от романа к опере Разак Абдул Азиза

Junita Batubara, Sri Rustiyanti, Stepanus Hanggar Budi Prasetya

Аннотация


В статье анализируются западные и азиатские кросс-культурные тенденции в музыке на
примере произведения «Опера Марии Зайтун» Разак Абдул Азиза (Абдул Азиз Разак). Основная
задача «Оперы Марии Зайтун» заключается в исследовании эстетических межкультурных
проблем и музыкальной стороны, а также пересмотре роли современного композитора
в многорасовом обществе XXI века. Малазийский композитор Разак особенно заинтересован
в сочетании различных музыкальных традиций для создания композиции, сочетающей
современные техники с его собственным стилем.
Разак пришел к замыслу оперы, ознакомившись с рядом повестей писательницы
Фатимы Бусу под общим названием «Perkembalian Seorang Maria Zaitun» («Возвращение
Оливковой Марии Зайтун»), которые затем были преобразованы в произведение «Опера
Марии Зайтун» – камерную оперу для 8 певцов с 6 скрипками, 3 альтами, 3 виолончелями,
2 контрабасами, арфой, 2 фортепиано, челестой, глокеншпилем, вибрафоном, ксилофоном,
маримбой и набором ударных. Дополнительные ударные инструменты отличаются большим
разнообразием: треугольник, храмовый колокол, колокольчик, пальчиковые тарелки,
ручные тарелки, подвесные тарелки, малайские гонги, там-там, стеклянный колокольчик,
песочные блоки, хлопушки, вуд-блок, темпл-блок, малый барабан, тамбурин, том-том и
большой барабан. Существует восемь партий хоровой партитуры: 1-е сопрано, 2-е сопрано,
3-е сопрано, 1-е альты, 2-е альты, 1-е тенора, 2-е тенора и басы. Разак изучил каждую страницу,
повестей Фатимы Бусу, чтобы выбрать из них подходящие фрагменты для либретто своей
оперы.

Ключевые слова: Разак Абдул Азиз, Фатима Бусу, новеллы «Возвращение Оливковой
Марии Зайтун», кросс-культурные вопросы, либретто.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Anissa, Syeikha Marabessy & Lusi, Lucia Ani Handayani. Musical Aspects for Empowering the Black Characters in the Movie Get Out. Journal of Resital (Journal of Performing Arts). 2017. Vol. 20, No. 2, pp. 70–80.

Batubara, Junita. Thesis for Ph.D.: Pengkaryaan Opera Dua Zaman-Hkayat Siboru Deakparujar: Penggabungan Muzik Atonaliti dan Muzik Batak Toba [The Creation of Siboru Deakparujar's Two Age-Hkayat Opera: Merging Atonal Music and Toba Batak Music]. Pusat Pengajian Seni: Universiti Sains Malaysia (USM), 2013. 47 p. (In Indonesian)

Cooke, Mervyn. Britten and Bali. Journal of Musicological Research. Cambridge University Press: United Kingdom, 1988. No. 7, pp. 330–369.

Cook, Lisa M. Thesis for Ph.D: Living in Northwest Asia: Transcultural and Postwar Art Music. Department of Musicology, University of Colorado, 2009, pp. 1–24.

Copland, Aaron. What to Listen for in Music. First Signet Classics Printing: United States of America, 2002. 308 p.

Hardjana, Suka. Corat-Coret Musik Kontemporer: Dulu dan Kini. Ford Foundation dan Masyarakat [Contemporary Music Doodles: Past and Present. Ford Foundation and Society]. Seni Pertunjukan: Indonesia, 2003. 318 p. (In Indonesian)

Hardjana, Suka. Musik: Antara Kritik dan Apresiasi [Music: Between Criticism and Appreciation]. PT Kompas Media Nusantara: Jakarta, 2004. 542 p. (In Indonesian)

Matusky & Sooi Beng. Muzik Malaysia: Tradisi Klasik Rakyat dan Sinkretik [Malaysian Music: Folk Classical and Syncretic Traditions]. Penerbit Universiti Malaya: Kuala Lumpur, 2012. 464 p. (In Indonesian)

Rabb, Theodore K. Opera, Musicology and History. Journal of Interdisciplinary History. Massachusetts Institute of Technology. 2006. Vol. 36, No. 3, pp. 321–330.

Steib, Murray. The Reader’s Guide to Music: History, Theory, Criticism. Fitzroy Dearborn Publishers: Chicago and London, 1999. 928 p.

Subagyo, Joko. Metode Penelitian dalam Teori dan Praktek [Research Methods in Theory and Practice]. Jakarta: Rineka Cipta, 2011. 135 p. (In Indonesian)

Sujarweni, Wiratna. Metodologi Penelitian [Research Methodology]. Yogyakarta: Pustakabarupress, 2014. 205 p. (In Indonesian)

Octavia, Maria. Analisis Teknik Komposisi Musik “Variation on a Theme of Sepasang Mata Bola” Karya Jazeed Djamin [Technical Analysis of Musical Composition “Variation on a Theme of a Pair of Eyeballs” by Jazeed Djamin]. Journal of Resital (Journal of Performing Arts). 2018. Vol. 17, No. 2, pp. 98–117. (In Indonesian)

S. Nalan, Arthur. Pertunjukan Musik Teatrikal “IBU” Produksi Teater Koma [Theatrical Music Performance “IBU” Produced by Koma Theater]. Journal of Resital (Journal of Performing Arts). 2017. Vol. 18, No. 1, pp. 13–26. (In Indonesian)

Yang, Mina. American Music. Journal The Board of Trustees of the University of Illinois Press. 2005. Vol. 23, pp. 395–397.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.112-122

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.