«Балет в балете»: творческие поиски современных хореографов

Natalia L. Kabachek

Аннотация


На примере балетных спектаклей последнего десятилетия – «Герой нашего времени» Илья
Демуцкого в Большом театре России (балетмейстер Юрий Посохов, режиссёр и сценограф
Кирилл Серебренников, 2015) и «Золушка» Сергея Прокофьева в постановке Алексея
Мирошниченко (Пермский театр оперы и балета, 2016) – рассмотрены проблемные аспекты
использования сценарного приёма «балет в балете», а также их художественная мотивация
в русле сложившихся традиций русского и мирового хореографического искусства. Проблема
связана с тем, что именно сцена Большого театра России чаще всего становилась плацдармом
для исторических экспериментов в балете, а позднее для переосмысления художественной
состоятельности советских балетов первой половины ХХ века. Показаны параллели и
отличия балета «Щелкунчик» в разных постановках Джона Ноймайера и Грэма Мерфи, где
главным действующим лицом становится балетмейстер – демиург, создатель собственного
балетного мира. На примере пермской постановки «Золушка» выявлена художественная
несостоятельность перевода эмоционально-поэтического содержания балетной партитуры
в социальное русло, а также искусственность параллелей духовного мира героев Лермонтова
с языком хореографического искусства ХIХ столетия («Герой нашего времени»). Показано,
что богатое музыкальное содержание партитуры Прокофьева и её трактовка Теодором
Курентзисом носит метафизический, а не социальный, как у Мирошниченко, характер, и
потому заведомо обедняет выбранную концепцию «балета в балете».

Ключевые слова: Балетный театр России, сценарные мотивации, «балет в балете»,
творчество Алексея Мирошниченко, творчество Юрия Посохова, режиссура Кирилла
Серебренникова.


Полный текст:

PDF

Литература


Batalina Yu. Svetlyy put' [Bright Path]. Kul'turnyy sloy [Cultural Stratum]. 2016. No. 45. December 27. URL: https://www.newsko.ru/media/3586393/020-nk-904.pdf (11.04.2020).

Geroy nashego vremeni: balet v 2-kh deystviyakh: kratkoe soderzhanie [The Hero of Our Time: Ballet in 2 Acts: Summary]. Bol'shoy teatr: sayt [Bolshoi Theater: Website]. URL: https://www.bolshoi.ru/performances/813/libretto/ (11.04.2020).

Gordeeva A. «Rozhdestvenskie» sochineniya Dzhona Noymayera [The “Christmas” Compositions of John Neumeier]. OpenSpace.ru.arkhiv. URL: http://os.colta.ru/theatre/projects/60/details/19730/?expand=yes#expand (11.04.2020).

Guchmazova L. Istoriya Zolushki v SSSR [The Story of Cinderella in the USSR]. Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper]. 07.02.2018. URL: https://rg.ru/2018/02/07/permskij-balet-otkryl-tancevalnuiu-programmu-zolotoj-maski.html (11.04.2020).

Krylova M. Prima pod nadzorom [Prima under Supervision]. Teatral [The Theater Goer]. 22.12.2016. URL: https://teatral-online.ru/news/17235/ (11.04.2020).

Prokof'ev S. Zolushka [Sergei Prokofiev. Cinderella]. Permskiy teatr opery i baleta. Dyagilevskiy festival' [The Perm Opera and Ballet Theater. Diaghilev Festival]. URL: https://permopera.ru/playbills/repertoire/48962/ (11.04.2020).

Ryazantseva Yu. «Shchelkunchik, istoriya Klary» [“The Nutcracker, the Story of Clara”]. CURIUM: teatral'nyy al'manakh [CURIUM: Theatrical Almanac]. 22.08.2017. URL: https://alcurium.com/2017/08/22/id_2857/ (11.04.2020).

Slivinskaya S. «Shchelkunchik» Dzhona Noymayera [The Nutcracker by John Neumeier]. Ballet Art. 2013. No. 1 (44), p. 11.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.154-162

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.