Медитация и Онлайн-музыка для устранения стресса у учеников начальной школы во время пандемии COVID-19 в Испании

Gemma Ruiz Varela, Fidel Rodríguez Legendre

Аннотация


11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила международное
чрезвычайное положение в связи с пандемией перед лицом кризиса общественного
здравоохранения, вызванного COVID-19. С того дня испанцы столкнулись с ситуацией
изоляции в своих домах, в то время как санитарные меры сдерживания ограничили
мобильность, снизили социальную активность, а также парализовали продуктивную работу
во многих секторах экономики.
В этих обстоятельствах, масштабы которых невозможно предсказать во всех их
последствиях и измерениях, самыми уязвимыми являются дети, подростки и молодёжь. На
данный момент возникают трудности в образовательной работе, а также в проведении досуга,
поскольку он лишён социальных взаимодействий, необходимых для процесса социализации
и формирования личности.
Исходя из ситуации, когда появились признаки роста уровней стресса, тревожности
и поведенческих проблем, было сочтено целесообразным проводить онлайн-занятия по
музыкальному образованию с основной целью – преодолеть названные проблемы. Динамика
изучалась с учениками начальной школы в Мадриде. Чтобы оценить влияние направленного
действия, квази-экспериментальный план был структурирован с методологической точки
зрения, устанавливая применение сеансов медитации онлайн-музыкального образования
в качестве независимой переменной и изменений в качестве зависимой переменной, –
поведения, стресса и беспокойства. Затем была создана случайная, не вероятностная
выборка, всего 130 участников (77% девочек и 23% мальчиков) со средним возрастом детей
9,407 лет (DT = 2,393), 100% из которых были учащимися начальной школы.
В качестве инструментов для общения и социально-цифрового взаимодействия
использовались следующие социальные сети: WhatsApp, Zoom и Instagram для выполнения
упражнений, используемых в программе «MindfulnessBased Stress Reduction» (MBSR)
Кабат-Зинна (1979) в рамках деятельности, соответствующей начальному музыкальному
образованию, а для сбора данных адаптирована анкета «Five Facet Mindfulness Questionnaire»
(FFMQ) Баэра и др. (2006), а также приложение JASP 0.13.1, SPSS и электронная таблица
Excel для обработки.
Была предпринята попытка частичного снижения уровня стресса и тревоги среди
участников с точки зрения поведенческих проблем. На основе выводимой статистики
определено наличие сильной положительной линейной корреляции между возрастом,
рассматриваемым как количественная переменная, и онлайн-сеансами как независимой
переменной, в результате получилось 0,979. В качестве рекомендации для будущей работы
необходимо взять более крупную выборку для получения общих результатов, усилить
методические рекомендации, предписываемые учителем о том, как проводить мероприятия
по медитации и музыкальному образованию в Интернете, и установить критерии для их
оценки.

Ключевые слова: медитация, музыкальное образование, COVID-19 и онлайн-музыка,
цифровой барьер, стресс.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Albornoz Y. Emoción, música y aprendizaje significativo. Educere. 2009. No. 13 (44), pp. 67–73.

Baer R. A., Smith G. T., Hopkins J., Krietemeyer J., Toney L. Using selfreport assessment methods to explore facets of Mindfulness. Assessment. 2006. No. 13 (1), pp. 27–45.

Body L., Ramos N., Recondo O., Pelegrina M. Desarrollo de la Inteligencia Emocional a través del programa Mindfulness para regular emociones (PINEP) en el profesorado. Revista Interuniversitaria de Formación del Profesorado. 2016. No. 87 (30.3), pp 47–59.

Correa E. Los beneficios de la música. Innovación y experiencias educativas. Granada, 2010, pp. 1–10.

Hervás G., Cebolla A., Soler J. Intervenciones psicológicas basadas en Mindfulness y sus beneficios: estado actual de la cuestión. Elsevier. 2016. No. 27, pp. 114–124.

Kabat-Zinn J. Full Catastrophe Living. How to Cope with Stress, Pain and Illness Using Mindfulness Meditation. New York: Piatkus, 1990. 635 p.

Lacárcel Moreno J. Psicología de la música y emoción musical. Educatio Siglo XXI. 2003. No. 20–21, pp. 213–226.

Lazar S. Meditation Experience is Associated with Increased Cortical Thickness. NeuroReport. 2005. No. 16 (17), pp. 1893–1897.

Losa A. M., Simón V. Afrontar el sufrimiento a través de Mindfulness y la compasión. Revista de Medicina de Familia y Atención Primaria. 2013. No. 17 (Supl. 1), pp. 50–55.

Martín L., Ros I., and Ruiz G. Emotional education in a film workshop: interdisciplinary proposal and cooperative learning in the school. Emotional Education: Reflexions and areas of application. Madrid: Francisco de Vitoria University, 2014, pp. 127–154.

Nhat Hanh T. Plantando semillas. La práctica de Mindfulness con niños. Barcelona: Kairós, 2018. 256 p.

Parra M., Montañés J., Montañés M., Bartolomé R. Conociendo Mindfulness. Revista de la Facultad de Educación de Albacete. Ensayos. 2012. No. 27, pp. 29–46.

Ruiz Gemma V., Rodríguez Fidel L. Music as a Tool for Integral Formation in the University. A Proposal of Education in the Meeting. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 45–54. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.045-054.

Ruiz Varela G., Rodríguez Legendre F. Music and Creativity as Educational Strategies for Sociability. Group Dynamics with Students Pursuing Educational Degrees from the Francisco de Vitoria University in Madrid. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 1, pp. 110–121. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.1.110-121.

Segal Z., Williams M., Teasdale J. MBCT. Terapia cognitiva basada en el Mindfulness para la depresión. Prólogo de Jon Kabat-Zinn. Barcelona: Kairós, 2017. 640 p.

Segovia S. Psicobiología de Mindfulness. Revista de Investigación y Educación en Ciencias de la Salud (RIECS). 2019. No. 4, pp. 58–68.

Simón V. Mindfulness y psicología: presente y futuro. Información psicológica. 2010. No. 100, pp. 162–170.

Tealde L. Niveles de efectividad de la terapia cognitiva, la práctica de Mindfulness y una terapia en conjunto de ambos tratamientos en pacientes diagnosticados con ansiedad. (Trabajo Final de Grado). Universidad de la República, 2016. 26 p.

Toro M. Crecer con confianza, el método para mejorar la atención. Madrid: CCS, 2011. 72 p.

Vaillancourt G. Música y musicoterapia: su importancia en el desarrollo infantil. Narcea Ediciones. Madrid, 2009, pp. 15–18.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.125-136

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.