Музыкальный текст инструментальной музыки западноевропейского барокко в аналитическом осмыслении студентом-исполнителем вуза

Irina V. Alexeyeva

Аннотация


Сколько бы мы ни приближались к уртексту западноевропейского барокко,
отображающему современную ему картину мира и хранящему многообразие значений, его
смыл никогда не будет исчерпан. Рождённый длящейся более века «переломной» эпохой
как своеобразный документ времени, уртекст, несомненно, является сложной задачей для
исследователя-музыковеда. Однако ещё более сложную проблему представляет адаптация
научных представлений об уртексте для обучающихся в вузе специалистов-исполнителей.
Открытый для новых методологических подходов, такой текст нуждается в оценке его
дидактического потенциала, а также в поиске специальных приёмов и способов творческого
взаимодействия с ним исполнителя. Педагогические подходы должны быть ориентированы
на некую идеальную модель профессионала-исполнителя – солиста, участника
ансамбля (оркестра) и педагога. Без осознания музыкантом специфики содержания
музыкального текста не может быть выработано личного отношения к авторскому
замыслу, обеспечивающее правильность, яркость и своеобразие трактовки исполняемого
произведения. В статье обозначены некоторые апробированные автором методологические
подходы к аналитическому постижению студентами-исполнителями старинного уртекста
инструментальных сочинений западноевропейского барокко. В их основе лежит адаптация
научно-исследовательских и педагогических разработок Лаборатории музыкальной
семантики.

Ключевые слова: уртекст, инструментальная музыка, западноевропейское барокко,
интонационная лексика, смысловая организация музыки, Лаборатория музыкальной
семантики.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseeva I. V. Basso-ostinato i ego rol' v tekstovoy organizatsii instrumental'noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie [Basso-Ostinato and Its Role in the Textual Organization of West European Baroque Instrumental Music: Research]. Ufa State Academy of Arts. Ufa: Gilem: Bashkirskaya entsiklopediya [Bashkir Encyclopedia], 2013. 292 p.

Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 344 p.

Dukov E. V. Kontsert v istorii zapadnoevropeyskoy kul'tury [The Concerto in the History of Western European Art]. Moscow: Klassika-XXI, 2003. 256 p.

Zeyfas N. M. Mattezon i teoriya orkestrovki [Matthesohn and the Theory of Orchestration]. Istoriya i sovremennost': sb. st. [History and Modernity: a Collection of Articles]. Ed. by A. I. Klimovitskiy. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1981, pp. 33–55.

Epishin A. V. Ispolnitel'skie metamorfozy trio-sonaty [The Performing Metamorphoses of the Trio Sonatas]. Starinnaya muzyka: praktika, aranzhirovka, rekonstruktsiya: mater. nauch.-prakt. konf. [Early Music: Practice, Arrangement, Reconstruction: Materials of a Scholarly-Practical Conference]. Compilation and Edition by R. A. Nasonov, M. L. Nasonova. Moscow, 1999, pp. 147–157.

Kokzhaev M. A. Tipologiya muzykal'nogo prostranstva [The Typology of Musical Space]. Moscow: Kompozitor, 2004. 87 p.

Kuznetszova N. M. Semantika muzykal'nogo dialoga v p'esax Anny Magdaleny Bakh [The Semantics of Musical Dialogue in the Pieces of Anna Magdalena Bach]. Muzykal'nyy tekst i ispolnitel': sb. st. [The Musical Text and the Performer: A Collection of Articles]. Ed. by L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2004, pp. 39–57.

Magnitskaya E. A. Tvorcheskaya interpretatsiya kosmosa [The Artistic Interpretation of the Cosmos]. Moscow: Gresins’ Russian Academy of Music, 1996. 194 p.

Nazaykinskiy E. V. O psikhologii muzykal'nogo vospriyatiya [Concerning the Psychology of Musical Perception]. Moscow: Muzyka, 1972. 383 p.

Sitdikova F. B., Alekseeva I. V. Skripichnyy tekst v sol'nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko [The Violin Text in Solo and Ensemble Compositions from the Western European Baroque]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismagilov, 2015. 203 p.

Shaymukhametova L. N. Ob izuchenii sposobov transpozitsii klavirnykh sochineniy nachinayushchimi pianistami [About the Study of the Means of Transcription of Clavier Compositions by Beginning Pianists]. IKONI / ICONI. 2019. No. 2, pp. 116–127. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.2.116-127.

Shaymukhametova L. N. Pianist-rezhisser. Interpretatsiya i transkriptsiya v rabote s nachinayushchimi pianistami [The Pianist-Producer. Interpretation and Transcription in the Work with Beginning Pianists]. IKONI / ICONI. 2019. No. 3, pp. 77–89. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.3.077-089.

Shaymukhametova L. N. Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 156–165. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.156-165.

Shaymukhametova L. N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.

Ratner L. G. Ars Combinatoria: Chance and Choice in Eighteenth-Century MusicIn. Studies in Eighteenth-Century Music: a Tribute to Karl Geiringer on his Seventieth Birthday. Oxford, 1970. 343 р.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.177-193

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.