Черты интертекстуальности в творчестве Александра Бакши

Olga A. Putecheva

Аннотация


Интертекстуальность – одно из важнейших явлений современного музыкального
искусства, выражающих его динамическую, диалогическую природу. Интертекстуальность
в музыкальном искусстве конца XX – начала ХХI века обнаруживается в виде включений
бытовых жанров, цитирования чужих стилей, огротесковывания высокой образности,
музыкальном развенчании героев, карикатурных «снижениях», придания фатальности
или механистичности ранее заявленным образам. Данные идеи получили развитие
в произведениях московского композитора Александра Бакши, который работает на
пересечении музыкальных, пластических, игровых элементов, избегая однозначности
слова и интонации, устремляясь к смысловой полифонии. Творчество Бакши уникально
тем, что даёт примеры нескольких типов интертекстуальности, выстраивающихся на
основе модели инструментального театра, на принципе взаимодействия музыки и пластики
в драматическом театре, а также в использовании стилистических интертекстуальных
взаимодействий. Интертекстуальность в его сочинениях может проявляться на микро-,
макро- и мегауровнях. Подобные приёмы в рамках авангардного произведения выступают
механизмом коррекции, огротесковывания, «взламывания» старых кодов музыкальной
организации и трансформации. Возникают и новые средства коммуникации в динамических
семантических процессах музыкального мира.

Ключевые слова: интертекстуальность, музыкальная семантика, стилистический
резонанс, стилистическая аллюзия, парадоксальность, гротеск, Александр Бакши.


Полный текст:

PDF

Литература


Bazhenova E. A. Intertekstual'nost' [Intertextuality]. Stilisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar' russkogo yazyka [Stylistic Encyclopedic Dictionary of the Russian Language]. Ed. by M. N. Kozhina. 2nd Edition, Revised and Supplemented. Moscow: FLINTA: Nauka, 2011. 696 p.

Brantley B. As Shostakovich Found Out, Mother Russia Can Be Tough. New York Times. Theater Reviews. 2013. January 14.

Lehmann H.-Th. Postdramatic Theatre. Translated and with an introduction by Karen Jürs-Munby. London and New York: Routledge, 2006. 225 p.

Putecheva O. A. “Theatre of Sound” – a Musical Challenge A. Bakshi. European Journal of Natural History. 2018. No. 5, pр. 3–7.

Roesner D. Musicality in Theatre. Music as Model, Method and Metaphor in Theatre-Making. London: Ashgate, 2014. 310 р.

Rutzou T. In Pursuit of the Real: Postmodernism and Critical Realism: Thesis Submitted for the degree of Doctor of Philosophy. UCL Institute of Education, University College: London, 2015. 288 p.

Shaymukhametova Liudmila N. The Migriting Intonational Formula as a Phenomenon of Music Thinking. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 1, pр. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.151-157

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.