«Сценарная разработка музыкального материала» как метод сочинения и обучения украинского композитора Кармеллы Цепколенко

Oleksandr O. Perepelytsia

Аннотация


Статья посвящена творческому методу украинского композитора Кармеллы Цепколенко,
имеющему название «Сценарная разработка музыкального материала». «Сценарная
разработка» (ноу-хау К. Цепколенко) направляет воображение творца при помощи различного
рода художественных стимуляций по заранее обдуманному, чёткому пошаговому сценарию и
становится основой, на которой разворачиваются содержательные события пьесы, симфонии
или концерта. На основании анализа произведений К. Цепколенко демонстрируется модель
«сценарной разработки музыкального материала», исследуются пути её влияния на структуру
и форму произведения. Также рассматриваются, в иерархической выраженности, формы
(идейная, фабульная и литературная), составляющие сценарную разработку. Показано,
что использование принципов «сценарной разработки» в сочинении музыки направляет
творца к созданию новых эстетических моделей, активизирует подсознательные структуры
композитора на создание оригинальных по форме и содержанию смысловых комплексов,
наполняет произведение сложными диалогичными связями и игровой энергетикой. Определена
возрастающая роль «сценарной разработки музыкального материала» как способа создания
новых контекстов, форм, стилей, музыкального языка, нотации и новых звуковых систем.

Ключевые слова: метод композиции, сценарная разработка, сценарий.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Bigus N. V., Tsal' N. N., Bigus A. N. Formirovanie khudozhestvenno-obraznogo myshleniya uchashchikhsya na osnove sinteza iskusstv [The Formation of Students' Artistic and Figurative Thinking Based on the Synthesis of Arts]. Nauka i shkola [Scholarship and School]. 2015. No. 6, pp. 155–163.

Verbitskaya G. Ya. Gnoseologiya katarsisa [The Gnoseology of Catharsis]. IKONI / ICONI. 2019. No. 1, pp. 10–19. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.010-019.

Dva dnі y dvі nochі novoї muziki: mіzhnarodniy festival' suchasnogo mistetstva 1995–2019: al'bom-kniga, prisvyachena 25-rіchnitsі festivalyu [Two Days and Two Nights of New Music: 1995–2019 International Contemporary Art Festival: An Album-book Dedicated to the 25th Anniversary of the Festival]. Project director and author of Karmella Tsepkolenko's festival programs; Editor and editor-in-chief Oleksandr Perepelytsia. Odessa: New Music Association, 2018. 504 p. (In Ukrainian)

Korotkova S. «V Ukraine est' potentsial dlya sozdaniya innovatsionnykh proektov»: interv'yu s Karmelloy Tsepkolenko [“Ukraine Has the Potential to Create Innovative Projects”: Interview with Karmella Tsepkolenko]. Den' [Day]. 2018. April 20.

Lindgren M., Bandkhol'd Kh. Stsenarnoe planirovanie: svyaz' mezhdu budushchim i strategiey [Scenario Planning: The Relationship between the Future and Strategy]. Moscow: Olimp – Biznes, 2009. 256 p.

Lopatkova I. V. Prakticheskaya psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva [The Practical Psychology of Art]. Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2018. 356 p.

Lunina A. Kompozitor v zerkale sovremennosti [The Composer in the Mirror of Our Time]. In 2 Vol. Vol. 2. Kiev: Dukh i Litera, 2015. 472 p.

Oleynik L. «My vse ravno pobedim...»: interv'yu s Karmelloy Tsepkolenko [“We will Win Anyway ...”: Interview with Karmella Tsepkolenko]. Den' [Day]. 2015. March 13.

Perepelytsia M. Yu. Teatral'nost' kak forma razvitiya dramaturgii fortepiannykh kontsertov Karmelly Tsepkolenko [Theatricality as a Form of Development of the Dramaturgy of the Piano Concertos by Karmella Tsepkolenko]. Naukovі zapiski Tenopіl's'kogo natsіonal'nogo pedagogychnogo unіversytetu іmenі Volodymyra Gnatyuka. Serіya: Mistetstvoznavstvo [Scholarly Notes of the Volodymyr Hnatyuk Ternopil National Pedagogical University. Series: Art Studies]. Ed. O. S. Smolyuk. Ternopil, 2015. No. 1, Issue 33, pp. 9–19.

Tsepkolenko K. Formuvannya osobystosti studenta-kompozytora (osnovni pryntsypy metodyky navchannya v klasi kompozytsiyi): navchalʹno-metodychnyy posibnyk [Formation of the Student-Composer Personality (Basic Principles of Teaching Methods in the Composition Class): Textbook]. Odessa National A. V. Nezhdanova Music Academy. Odessa: Druk, 2008. 118 p.

(In Ukrainian)

Perepelytsia Oleksandr O. Performance Gesture as a Theatrical Reflection of New Contexts of Genre and Style in Contemporary Piano Music. IKONI / ICONI. 2019. No. 1, pp. 116–124. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.116-124.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.101-109

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.