«Человек-оркестр» Александр Николаевич Виноградский (1855–1912)

Elena S. Zinkevich

Аннотация


В широком спектре мнений современников представлена личность выдающегося музыканта –
Александра Николаевича Виноградского, председателя (1888–1912) и бессменного дирижёра симфонических
концертов Киевского отделения Русского музыкального общества (РМО). Именно в эти годы по содержанию
и размаху концертной деятельности Киев можно сравнивать с такими музыкальными центрами, как Москва
и Петербург. Рассмотрен состав концертных программ Виноградского, включавших музыку самых разных
эпох и школ. Подчёркнута его роль в популяризации творчества Бетховена и Чайковского. Под управлением
Виноградского прозвучали все симфонии Бетховена, впервые в Киеве он исполнил Первую, Третью,
Четвёртую и Шестую симфонии, а также «Манфред», «Франческу да Римини» и другие произведения
Чайковского. В статье рассмотрены особенности дирижёрского стиля Виноградского не только в аспекте
интерпретации, но и в плане визуальной манеры его выступлений. Приведены мнения критиков – как
отечественных (Петербург, Москва, Киев, Одесса, Харьков), так и зарубежных – из числа стран, где
Виноградский неоднократно гастролировал (Германия, Франция). Подчёркнута роль Виноградского
в становлении музыкального образования в Киеве, в частности, в организации Киевской консерватории.
В основе статьи – российская пресса 1880–1912 годов.

Ключевые слова: Александр Виноградский, симфонический дирижёр, Киев, Бетховен, Чайковский.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Zinkevich E. S. Kontsert i park na krutoyare… Kiev muzykal'nyy ХIХ – nachala ХХ stoletiya: оcherki [Concert and Park on the Steep Bank... Musical Kiev in the 19th and Early 20th Century: Essays]. Kiev: Dukh i litera, 2003. 309 p.

Zinkevich E. S. Organizatsiya i deyatel'nost' Kievskogo otdeleniya RMO (k 150-letiyu osnovaniya) [The Organization and Activities of the Kiev Section of the RMS (Towards the 150th Anniversary of the Foundation)]. Russkoe Muzykal'noe Obshchestvo. 1859–1917: Istoriya otdeleniy [Russian Musical Society. 1859–1917. The History of the Sections]. Ed. and comp. by O. R. Glushkova. Moscow, 2012, pp. 31–67.

Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Rostov-on-Don Musical Infrastructure. Problemy muzykal'noj nayki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.

Seddon L. The Other Side of London’s Musical Society: Adela Maddison, Ethel Smyth and Morfydd Owen. British Women Composers and Instrumental Chamber Music in the Early Twentieth Century. Ashgate Publishing, Ltd.: England, 2013. 229 p.

Zinkevich E. S. Beethoven in the Concert Life of Kiev (the Second Half of the 19th Century). Beethoven rezeption in Mittel- und Osteuropa. Leipzig: Gudrun Schröder Verlag, 2015, pp. 179–199.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.099-105

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.