Формульно-попевочная вариантность как принцип развития мелодических форм в русской духовной музыке рубежа XIX-XX веков
Аннотация
В статье рассматривается эффект сохранения и преобразования художественного канона Рождеству Христову в авторской интерпретации композиторов конца XIX – начала XX веков. Автор статьи анализирует каноны и ирмосы композиторов А. Кастальского, Н. Компанейского, Д. Аллеманова; сопоставляет использование завершающих кадансовых оборотов-архетипов знаменного распева в песнопениях, обозначает авторскую инициативу с точки зрения гармонизации мелодической линии, ритмических, темповых и фактурных особенностей.
Ключевые слова: русская духовная музыка, Новое направление в русской духовной музыке, рождественский канон, знаменные распев
Полный текст:
PDFЛитература
Alekseeva G. V. Vizantiysko-russkaya pevcheskaya paleografiya: praktikum. — Vladivostok, 2005.
Arkh. Filaret Gumilevskiy. Istoricheskiy obzor pesnopevtsev i pesnopeniy grecheskoy tserkvi. – SPb.; Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra, 1995.
Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie russkoy pravoslavnoy tserkvi. V 2 t. T. 2. — M., 2004.
Kastal'skiy A. D. O moey muzykal'noy kar'ere i mysli moi o tserkovnoy muzyke // Nasledie. Muzykal'nye sobraniya. — M., 1990.
Lotman Yu. M. Kanonicheskoe iskusstvo kak informatsionnyy paradoks // Izbrannye stat'i. V 3 t. T. 1. — Tallin, 1992.
Mineya prazdnichnaya. — M.: Izdatel'skiy sovet Russkoy pravoslavnoy tserkvi, 2002.
Parfent'eva N.V., Parfent'ev N.P. Drevnerusskie traditsii v russkoy dukhovnoy muzyke XX veka. — Chelyabinsk, 2000.
Rakhmanova M. P. Novoe napravlenie v dukhovnoy muzyke: istoricheskie tendentsii i khudozhestvennye protsessy // Istoriya russkoy muzyki. T. 10 B. — M.: Muzyka, 2004.
Shcherba L. V. Izbrannye raboty po yazykoznaniyu i fonetike. T. 1. — L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1958.
Schiodt N. A problem of formul in medieval musik, with a special view on the final cadences in the Sticherarion Coislin 42 // Acta musicologica. — Bydgoszez, 1985.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.