Особенности тембровой драматургии Третьей симфонии Густава Малера

Vladislav E. Devutsky

Аннотация


Оригинальность драматургического решения Третьей сим-
фонии Густава Малера автор статьи видит в том, что компо-
зитор впервые в истории европейской музыки широко при-
меняет средства своеобразного инструментального театра и
тембровой драматургии. Рассматривая с этой точки зрения
содержание симфонии, он находит существенное противоре-
чие первоначальных программных намерений композитора с
осуществлённым результатом.
Малер целенаправленно воплощает романтический сю-
жет, в котором герой ищет своё место в жизни, чистосердеч-
но заблуждается и находит, в конце концов, истинный путь к
счастью и всеобщей Гармонии.
Драматически сложная история показана композитором
с помощью персонифицированных инструментальных тем-
бров. Наподобие актёров театральной постановки, они разы-
грывают яркий музыкальный спектакль.
Особая роль принадлежит тембру любимых Малером
валторн, символизирующих образ романтического героя.
Близки им высокие трубы и тромбоны. Злое начало вопло-
щено в тембрах фаготов, низких виолончелей и контрабасов.
Мир счастья и недостижимой Всеобщей Гармонии передают
высокие струнные, арфы, флейты, иногда гобои и английский
рожок.
Введённое в партитуру слово (Ницше, Арним и Брента-
но), участие солирующего меццо-сопрано, хора мальчиков и
женского хора в опосредованной форме передают сложные
философские и нравственно-эстетические искания героя.
Подробный анализ партитуры выявляет непротиворечивое
воплощение содержательной концепции темброво-звуковы-
ми ресурсами.

Ключевые слова: симфонии Малера, инструментальный
театр, тембровая драматургия

 


Полный текст:

PDF

Литература


Barsova I. A. Samye pateticheskie kompozitory evropeiskoy muzyki: Chaikovskiy i Maler [The Most Pathetic Composers in European Music: Tchaikovsky and Mahler]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1990, No. 6, pp. 125–132.

Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Second Edition. St. Petersburg: Izd-vo im. N. I. Novikova, 2010. 580 р.

Vargaftik A. M. Gustav Maler: rasstavanie s illiuziyami [Gustav Mahler: A Parting with Illusions]. Partitury tozhe ne goryat [Scores Also do not Burn]. Moscow, 2006, pp. 13–34.

Danuzer G. Maler segodnya – v pole napryazheniya mezhdu modernizmom i postmodernizmom [Danuser H. Mahler Today – in the Field of Tension Between Modernism and Postmodernism]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994, No. 1, pp. 140–151.

Devutskiy V. E. Kontseptsiya Vtoroy simfonii Gustava Malera na peresechenii romanticheskikh i modernistskikh tendentsiy [The Main Conception of Gustav Mahler’s Second Symphony at the Crossroads between Romantic and Modernist Tendencies]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 176–186.

Devutskiy V. E. Pervaya simfoniya Gustava Malera: osobennosti muzykal’no-dramaturgicheskoy kontseptsii [The First Symphony of Gustav Mahler: Specific Features of its Musical and Dramaturgic Concept]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 1 (10), pp. 142–149.

Zherebin A. I. Venskiy modern kak utopiya sinteza [Viennese Modernism as a Utopia of Synthesis]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2012, No. 2, pp. 147–151.

Maler segodnya [Mahler Today]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994, No. 1, pp. 139–220.

Mikheyeva L. V. Tematicheskie svyazi i zamysel I–IV simfoniy Malera [The Thematic Connections and Conception of Symphonies No. 1 – 4 by Mahler]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Problems of the Theory and Aesthetics of Music]. Issue 9. Moscow, 1969, pp. 119–144.

Rozenshil’d K. K. Gustav Maler [Gustav Mahler]. Moscow: Muzyka Press, 1975. 209 p.

Tarakanov M. E. Maler [Mahler]. Muzyka XX veka: ocherki [Twentieth Century Music: Essays]. Part 1, Book 2: 1890–1917. Moscow, 1977, pp. 157–198.

Tikhomirov A. Ekspressionizm [Expressionism]. Modernizm: analiz i kritika osnovnykh napravleniy [Modernism: Analysis and Critique of the Main Areas]. Moscow, 1980, pp. 30–57.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.108-119

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.