Феномен «невербальной» молитвы в религиозно-философских инструментальных сочинениях С. Губайдулиной

Ksenia A. Shal’kova

Аннотация


Автор статьи в новом ракурсе рассматривает инструментальные композиции Софии Губайдулиной. Применительно к религиозно-философским сочинениям композитора вводится понятие «невербальной» молитвы. Раскрывается сущность понятия, оно философски осмысливается. Очерчиваются важные дискуссионные параллели: устанавливается сопричастность молитвы с диалогом, суть молитвенной «диалектики», раскрывается медитативная природа и возможность невербального существования молитвы. Духовное Откровение становится ведущей содержательной сферой инструментальной музыки. Медитативное и сакральное объединяются общим смыслом, ядром которого является очищающее начало как высшее выражение духовности. Ведущей концепцией становится христианская трагедия с зоной Просветления, Преображения в конце сочинения. Автор выявляет эти закономерности на примере Концерта для фортепиано и камерного оркестра «Introitus», пьесы для баяна «De profundis» и Партиты «Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнных. Композитор в буквальном смысле совершает молитву, богослужение, но не в стенах Храма, а через глубокую погружённость в творческий акт.

Ключевые слова: София Губайдулина, Концерт для фортепиано и камерного оркестра «Introitus», «De profundis» для баяна, «Семь слов Христа» – партита для виолончели, баяна и струнных, молитва, медитация


Полный текст:

PDF

Литература


Afanas’eva E. M. «Molitva» v russkoy lirike XIX v.: logika zhanrovoy evolyutsii: dis. ... kand. filol. nauk [“Prayer” in 19th Century Russian Lyrical Poetry: the Logic of the Evolution of Genre: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Tomsk, 2000. 253 c.

Bonfeld M. Sh. Muzyka: Yazyk. Rech’. Myshlenie. Opyt sistemnogo issledovaniya muzykal’nogo iskusstva [Music: Language. Speech. Thinking. The Experience of Systematic Music Research]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2006. 648 p.

Gulyanitskaya N. S. Poetika muzykal’noy kompozitsii: Teoreticheskie aspekty russkoy dukhovnoy muzyki XX veka [The Poetics of Musical Composition. Theoretical Aspects of 20th Century Russian Sacred Music]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury, 2002. 432 p.

Kaloshina G. E. Problemy kontseptsii i stanov¬lenie «intonatsionnoy fabuly» v pozdnikh simfoniyakh Antona Bruknera [Issues of Concept and the Formation of “Intonation-based Narration” in the Late Sympho¬nies of Anton Bruckner]. Yuzhnorossiyskiy muzykal’nyy al’manakh [South Russian Musical Almanac]. 2005, No. 1, pp.159–168.

Kuznetsova M. V. Meditativnost’ kak svoystvo muzykal’nogo myshleniya: Avet Terteryan, Arvo Pyart, Valentin Sil’vestrov: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Meditative Qualities as a Trait of Musical Thinking: Avet Terteryan, Arvo Pärt, Valentin Silvestrov: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2007. 233 p.

Mironova U. A. Proizvedeniya Sofii Gubaydulinoy dlya bayana: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Compositions by Sofia Gubaidulina for Bayan: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2008. 170 p.

Popovskaya O. I. Simvolizm kak vyrazhenie religioznoy kontseptsii tvorchestva S. Gubaydulinoy [Symbolism as an Expression of the Religious Concept in the Music of Sofia Gubaidulina]. Sb. tr. RAM im. Gnesinykh [Compilation of Articles from the Gnesins’ Russian Academy of Music]. Issue 136. Moscow, 1996, pp. 146–163.

Rozanov V. V. M. Nesterov [Mikhail Nesterov]. Filosofiya russkogo religioznogo iskusstva [The Philosophy of Russian Religious Art]. Volume 1. Moscow, 1993, pp. 152–158.

Sokolov O. V. Morfologicheskaya sistema muzyki i ee khudozhestvennye zhanry [The Morphological System of Music and its Artistic Genres]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University, 1994. 220 p.

«Sofii – s lyubovyu». K 80-letiyu Sofii Asgatovny Gubaydulinoy: nauch. tr. Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii im. P. I. Chaikovskogo [“To Sofia – with Love.” Towards the 80th Anniversary of Sofia A. Gubaidulina: Musicological Articles of the Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory]. Edited by V. N. Kholopova. Moscow, 2014. 184 p.

Feofan Episkop. Put’ ko spaseniyu. Nachertaniya khristianskogo nravoucheniya [Archbishop Theophanes The Path towards Salvation. Outlines Christian Morality]. Moscow, 1899. P. 3, pp. 238–314.

Kholopova V. N., Restagno E. Sofiya Gubaidulina: monograficheskoe issledovanie (Zhizn’ pamyati; Shag dushi) [Cofiya Gubaidulina: Monographic Study (Life of Memory; A Step of the Soul)]. Moscow: Kompozitor Press, 1996. 349 p.

Shevtsova I. V. Traktovka violoncheli v muzyke Sofii Gubaidulinoy i novatsii violonchel’noy tekhniki vtoroy poloviny XX veka [Interpretation of the Cello in the Music of Sofia Gubaidulina and Innovations of 20th Century Cello Technique]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 220–224.

Shiriyeva N. V. Printsipy strukturnoy organizatsii khorovykh sochineniy Sofii Gubaydulinoy: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Principles of Structural Organization of Sofia Gubaidulina’s Choral Compositions: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2011. 238 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.033-039

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.