«Новая балетная критика» (1993–2003) о «советском» балете: формы культурного ресайклинга

Lyubov A. Kupets

Аннотация


В постсоветской России балетная критика, как и оперная, имеет почти 30-летнюю историю, и наиболее ярким и значимым видится первый период, охватывающий 1990-е — начало 2000-х годов. Для этой Новой балетной критики (так её называет Вадим Гаевский) как части Новой русской музыкальной критики (по определению Ольги Манулкиной и Павла Гершензона) нормативным становится ряд особенностей: эпатажность стилистики и заголовков, демифологизация произведений и хореографов, использование в нарративах сравнений с массовой культурой, ироничный подтекст. Как и в опере, политический дискурс стал важным в балетных рецепциях этого времени. В рецензиях на постановки балетов советского времени (и не только) часто упоминаются главные элементы советского массового искусства — советские фильмы, символы тоталитарной культуры — скульптура и идеологические материалы. В стилистике и заголовках эксплуатируются многочисленные советизмы, которые хорошо знакомы и узнаваемы аудиторией. Как и в оперных рецензиях, недавнее «советское» в балетных рецепциях синтезируется с советской массовой культурой и модными тенденциями в стране — культом западного кинематографа и влиянием отечественных и зарубежных литературных, научных и эпистолярных текстов. Но, в отличие от оперной критики, в балетных нарративах чётко фиксируется разнообразие жанров «советского» балета (причисляя к ним балеты Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича); балеты с 1961 года интерпретируются как трансформация «советского» под влиянием хореографии Джорджа Баланчина; понятие «советская хореография» подразумевает и недостижимое, например, в воплощении героики и создании массовых сцен. На основании проведённого анализа в статье выделены четыре формы культурного ресайклинга в балетных рецепциях: ресайклинг, à la балетный ресайклинг, двойной ресайклинг и квази-ресайклинг. 

Ключевые слова: балет, Новая русская музыкальная критика, новая балетная критика, рецепции, культурный ресайклинг, советская культура, Павел Гершензон, контент-анализ


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Andrianova M. D. Industrial Novel and Contemporary Russian Literature (Towards the Issue of the Recycling of the Genre). Russkaya literatura. 2023. No. 1, pp. 245–256. (In Russ.)

DOI: 10.31860/0131-6095-2023-1-245-256

Zhurkova D. A. Recycling of the Soviet Estrada in The Voice Television Show. The Art and Science of Television. 2023. No. 19 (2), pp. 41‒107. (In Eng. and in Russ.) DOI: 10.30628/1994-9529-2023-19.2-41-107

Kupets L. A. Boris Asafyev as a Cultural Hero (Based on the Materials of the “Soviet Music” / “Music Academy” Journal). Music Academy. 2023. No. 1, pp. 38–57. (In Russ.) DOI: 10.34690/288

Maslinskaya S. G. To Forget to Remember (Memory of the Pioneer-Heroes in the 21st Century). Siberian Historical Research. 2021. No. 4, pp. 138‒159. (In Russ.) DOI: 10.17223/2312461X/34/10

Marchenko T. V. Cultural Recycling of the Soviet in Internet Memes: Semiotic Linguistic Interpretation. Humanities and Law Research. 2022. Vol. 9, No. 3, pp. 505–518. (In Russ.) DOI: 10.37493/2409-1030.2022.3.17

Sekushina Yu. A. Imagining the Past, Transforming the Present: Cultural Recycling of the Soviet Past in the Discourse of Conscious Consumption. Siberian Historical Research. 2021. No. 4, pp. 160‒182. (In Russ.) DOI: 10.17223/2312461X/34/11

Kupets L. A. Russian Wikipedia vs Great Russian Encyclopedia: (Re)construction of Soviet Music in the Post-Soviet Internet Space. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2021. No. 2, pp. 156–169. DOI: 10.33779/2587-6341.2021.2.156-169

Kupets L. A. Opera Criticism in Russia in the Early 21st Century: Constructing the (Non-) Soviet Style. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 3, pp. 114–127. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3.114-127




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.022-034

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.