Советское музыкознание: pro et contra. Работа над архивными материалами советской эпохи

Tatiana I. Naumenko

Аннотация


В статье характеризуется процесс работы по изучению советского музыкознания 1920-х – 1940-х годов. Исследование проводилось в рамках проекта «Феномен советского музыкознания и его влияние на формирование отечественной музыкальной культуры». История советской науки о музыке рассматривается в значительной степени сквозь призму документальных свидетельств, позволяющих реконструировать малоизвестные исторические факты, а также охарактеризовать особенности музыковедения в контексте каждого десятилетия. Первое послереволюционное десятилетие проходило под знаком поиска собственных институций, которые то предоставлялись, то отнимались – в полном согласии с государственной политикой того времени. Однако именно тогда были заложены фундаментальные основы отечественной музыковедческой мысли XX века. Особый интерес представляет создание комплекса учебной литературы. Начиная с 1936 года (со времени основания Всесоюзного комитета по делам искусств) работа над учебниками стала одним из основных пунктов повестки музыковедческих кафедр Московской и Ленинградской консерваторий, позднее – Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных и учреждённого в том же 1944 году Института истории искусств АН СССР (в настоящее время – Государственного института искусствознания). Обсуждение проблем первостепенной важности – таких как историческая периодизация отечественной истории музыки, содержание и методика учебных курсов – нередко проходило в течение многих дней, с отражением итогов обсуждения в центральных газетах и журналах. Протоколы подобных собраний в некоторых случаях превышают 1500 страниц. Важным направлением исследования стало также изучение основ формирований науки о музыке. Наряду с созданием учебников, монографий и иных трудов академической направленности, в середине 1930-х и в 1940-е годы началась диссертационная деятельность, что в немалой степени способствовало интеграции музыковедения в общенаучное гуманитарное пространство. В этот же период начались многочисленные дискуссии и обсуждения новых советских сочинений – в первую очередь опер и симфоний.

Ключевые слова: советская музыка, музыковедение, музыкальная историография, архивные документы, государственный заказ, академические исследования

Полный текст:

PDF

Литература


Viljanen E. The Formation of Soviet Cultural Theory of Music (1917–1948). Studies in East European Thought. 2020. Vol. 72, pp. 135–159. DOI: 10.1007/s11212-020-09357-3

Bukina T. V. B. V. Asafiev and Musical Education of the Post-Revolutionary Era: Musicology at the Service of Socialist Construction. Art & Culture Studies: Events, Interpretations, Discussions. 2020. No. 1, pp. 369–392. (In Russ.) DOI: 10.24411/2226-0072-2020-00018

Adishchev V. I. Formation of a Three-level Structure of Domestic Music Education (the 1920s). Musicology. 2019. No. 10, pp. 3–11. (In Russ.) DOI: 10.25791/musicology.10.2019.949

Gavrilyuk T. Conceptual and Ideological Foundations of the Sociology of Music in USSR in 1920s. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Research. 2018. No. 10, pp. 112–121. (In Russ.) DOI: 10.31857/S013216250002163-2

Naumenko T. I. National Theme in the Music Research: History and Modernity. Musical Art of Eurasia: Traditions and Modernity. 2020. No. 1, pp. 28– 34. (In Russ.) DOI: 10.26176/MAETAM.2020.25.84.001




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.022-037

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.