К онтологии православного искусства

Galina V. Alekseeva

Аннотация


Искусство Православной церкви передаёт особое мышление верующих людей, не вписывающееся в стандартные представления. Это мышление характеризуется глубоким проникновением во все ипостаси творчества: в иконопись, церковное пение, храмовое действо. Исследователи давно обращали на это внимание. Вместе с тем только сегодня, с тщательным изучением трудов Иоанна Дамаскина и Отцов Церкви, приоткрывается завеса тайны. Становится понятной цельность этого мышления, которая достигается только в синтезе составляющих обряда и его художественных средств. Онтология православного искусства в статье раскрывается через подходы к анализу работ Иоанна Дамаскина и примеры реализации синтеза искусств в иконописи и близких к содержанию иконы песнопениях. Труды отца Павла Флоренского, Юрия Лотмана, Алексея Лидова, Сергея Аверинцева, Николая Михальцова стали толчком для внимательного прочтения установок Иоанна Дамаскина о таком понятии, как перихорисис, которое важно трактовать не только в христологическом ключе, но и как важнейшее онтологическое основание всего творческого наследия, сопровождающего богослужение в храме. Синтез цветового решения иконного образа, цветовой модели текста, сопровождающего песнопения, конструкции мелодических формул в соответствии с точками-метатекстами песнопения – всё вместе создаёт уникальный комплекс художественных средств православного искусства.

Ключевые слова: онтология искусства православия, иконопись, цветопередача текста стихир, конструкция мелодических формул


Полный текст:

PDF

Литература


Kolychev P. M., Patkul A. B., Khakhalova A. А. Ontology and Art: Current Tendencies. RUDN Journal of Philosophy. 2021. Vol. 25, No. 4, pp. 720–728. (In Russ.) DOI: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-720-728

Strakhova I. A., Verbina O. V., Glamazda S. N. Liturgical Arts in Orthodoxy, Catholicism, and Protestantism (Cultural and Historical Analysis). Society: Philosophy, History, Culture. 2018. No. 1, pp. 153–157. (In Russ.) DOI: 10.24158/fik.2018.1.32

Avanesov S. S. On Visual Theology. Journal of Visual Theology. 2019. No. 1, pp. 13–43. (In Russ.) DOI: 10.34680/vistheo-2019-1-13-43

Mikhaltsov N. N. Christological Argumentation of Venerable John of Damascus in the Context of Philosophy of Icon-Worship. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law. 2020. Vol. 45, No. 1, pp. 81–87. (In Russ.) DOI: 10.18413/2712-746X-2020-45-1-81-87

Alekseeva G. V. The Inexhaustible Resources of Church Art. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 59–67. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.059-067

Alekseeva G. V. The Image of the Mother of God “Life-Giving Source” in the Icon Painting and Singing Tradition: a Profound Synergy of Expressive Means. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2021. No. 4, pp. 16–24. (In Russ.) DOI: 10.33779/2782-3598.2021.4.016-024




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.3.059-069

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.