Особенности осмысления понятий «перформативность», «перформанс» в современной отечественной и зарубежной науке

Vasily Yu. Kiseyev, Elena V. Kiseyeva

Аннотация


Перформативность и перформативные формы стали неотъемлемыми составляющими
современного музыкального искусства и способствовали обновлению его академических
жанров: в музыкальном театре под воздействием перформативных форм рождаются такие
разновидности оперного спектакля, как пост-опера, документальный музыкальный театр;
в инструментальной музыке на протяжении нескольких десятилетий не утихает интерес
к инструментальному театру. В современной музыкальной культуре перформативные
формы стали платформой, объединяющей академическую и неакадемическую традиции,
что ярко демонстрирует праздничная культура, где синтетические перформативные формы,
вбирая черты исторических празднеств и ритуалов, продуцируют новые идеи. Однако
в гуманитарной науке при осмыслении понятий «перформанс» и «перформативность»
создаётся дискуссионное поле. В отечественном музыкознании проблема их изучения и вовсе
не получила должного освещения. Вопросы, связанные с развитием данной проблематики,
в настоящее время остаются открытыми и предоставляют широкие возможности для
исследования.
Статья посвящена проблеме осмысления понятий «перформативность» и «перформанс».
В работе предпринята попытка проследить особенности их становления в современной
российской и зарубежной науке, рассмотреть сложившиеся в смежных областях
гуманитарного знания подходы к изучению перформанса и перформативности, определить
проблемы искусствоведческого дискурса и наметить актуальные для музыкознания
перспективы изучения. Авторы предлагают и обосновывают трактовку перформанса как
формы представления, объединяющую театр и ритуал, и предполагающую особую трактовку
роли зрителя как непосредственного участника происходящих событий. Такая точка зрения
позволяет не только объединить столь разные сферы, как академические музыкальные жанры
и арт-практики, но и рассмотреть перформативные формы их представления как единый
феномен музыкальной культуры последней трети XX – начала XXI века.

Ключевые слова: понятия «перформанс» и «перформативность», театр и ритуал,
искусствоведческий дискурс.


Полный текст:

PDF

Литература


Goldberg R. L. Iskusstvo performansa. Ot futurizma do nashikh dney [The Art of Performance: from Futurism to the Present Day]. Moscow: Ad Marginem Press, 2014. 320 p.

Katunyan M. I. Mezhdu kontsertom i mul'timedia: k probleme novoy ispolnitel'skoy situatsii [Between the Concert and Multimedia: Concerning the Issue of the New Performance Situation]. Iskusstvo XX veka: Elita i massy: sb. st. [20th Century Art: The Elite and the Masses: Compilation of Articles]. Ed. by B. Getselev, T. Sidneva. Nizhny Novgorod, 2004, pp. 67–81.

Kiseeva E. V., Dyomina V. N. Mifologicheskie modeli i ritual'nye formy v sovremennom muzykal'no-teatral'nom performanse [Mythological Models and Ritual Forms in Contemporary Musical Theater Performance]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 77–87. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.077-087.

Ostin Dzh. Kak proizvodit' deystviya pri pomoshchi slov [Austin J. How to Carry Out Actions by Means of Words]. Dzh. Ostin. Izbrannoe [J. Austin. Selectes Writings]. Moscow, 1999, pp.13–135.

Petrov V. O. Aktsionizm v iskusstve XX veka [Action in 20th Century Art]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire, 2019. 182 p.

Teylor B. Aktual'noye iskusstvo 1970–2005 [Tylor B. Relevant Art 1970–2005]. Translated from English by E. D. Melenevskaya. Moscow: SLOVO, 2006. 256 p.

Fisher-Likhte E. Estetika performativnosti [Fischer-Lichte E. The Aesthetics of Performativity]. Translated from the German by N. Kandinskaya. Ed. by D. Trubochkin. Moscow: Play & Play: Kanon+, 2015. 375 р.

Adams H. Against a Definitive Statement on British Performance Art. Studio International. 1976. No. 982 (July-August), pp. 3–9.

Bisenbach K., Danto A. C., Iles Ch., Spector N., Stokic J., Abramović M. The Artist is Present. NY: Museum of Modern Art, 2010. 224 p.

Butler Ju. Performative Acts and Gender Constitution: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory. Performing Feminism. Feminist Critical Theory and Theatre. 5th Edition. NY: Routledge 2020, pp. 270–282.

Carlson M. Performance: A Critical Introduction. NY: Routledge, 2018. 306 p.

Frith S. Performing Rites. On the Value of Popular Music. Harvard: Harvard University Press, 1998. 360 p.

Hitchcock H. W. Music in the United States: A Historical Introduction. 4th Edition. New Jersey: Pearson, 2019. 432 p.

Kostelanetz R. The Theatre of Mixed Means: An Introduction to Happenings, Kinetic Environments, and other Mixed-Means Performances. NY: Dial Press, 1968. 311 p.

Lipp W. Feste heute: Animation, Partizipation und Happening. Drama Kultur. Berlin, 1994, S. 523–547.

Roth M. A Star is Born: Performance Art in California. Performing Arts Journal. 1980. Vol. 4, No. 3, pp. 86–96.

Rothenberg J. “New Models, New Visions”: The Poetics of Performance. Performance in Postmodern Culture. Ed. by by M. Benamou and Ch. Caramello. Madison, WI: Coda Press, 1977, pp. 11–18.

Schechner R. Performance Theory. London and New York: Taylor & Francis, 2004. 407 p.

Turner V. From Ritual to Theatre: The Human Seriousness of Play. New York: PAJ Publications, 1982. 127 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.052-062

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.