Произведения для шестиструнной гитары советских композиторов 1930–1960-х годов

Yuliya A. Finkelshtein, Evgeniy Yu. Finkelshtein

Аннотация


Сегодня искусство шестиструнной гитары в нашей стране находится на высоком уровне,
достижение которого стало результатом долгого процесса. В статье рассматривается
первый этап формирования репертуара для инструмента, в котором участвовали
профессиональные композиторы советской эпохи. Время создания изучаемых сочинений –
конец 1930-х – 1960-е годы. Этот период истории ознаменовался известным давлением на
творческих людей со стороны власти. Обязательным стало написание доступной музыки
воспитательного характера, использование средств фольклора и пролетарской песни.
Логичным в данной ситуации было обращение композиторов к народным инструментам,
в том числе к шестиструнной гитаре. В произведениях Бориса Асафьева, Виссариона
Шебалина, Николая Речменского, Александра Мосолова, Игоря Способина и других
композиторов соединились приметы фольклора, массовой песни и европейские способы
преобразования материала, преломленные сквозь призму понимания авторами природы
инструмента. Положительным итогом стало возникновение корпуса сочинений для
гитары в творчестве авторитетных композиторов, интерес которых к инструменту был,
как представляется, неподдельным и выразился в создании материала, основанного на
изучении его имманентных свойств.

Ключевые слова: Борис Асафьев, Виссарион Шебалин, Николай Речменский, Александр
Мосолов, Игорь Способин, музыка России, отечественная гитарная музыка, шестиструнная
гитара.


Полный текст:

PDF

Литература


Vlasova E. S. Sovetskoe muzykal'noe iskusstvo stalinskogo perioda. Bor'ba agitatsionnoy i khudozhestvennoy kontseptsii: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Soviet Musical Art of the Stalin Era. The Struggle of the Propaganda and the Artistic Concepts: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2010. 43 p.

Vysotskaya M. S., Grigor'eva G. V. Muzyka XX veka: ot avangarda k postmodernu [20th Century Music: From the Avant-garde to the Postmodern]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2011. 440 p.

Ivannikov T. P. Evropeyskaya gitarnaya muzyka XX veka: fenomenologiya tvorchestva: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [20th Century European Guitar Music: The Phenomenology of Artistry: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Kiev, 2018. 498 p.

Imkhanitskiy M. I. Istoriya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh: uchebnoe posobie dlya muzykal'nykh vuzov i uchilishch [History of Performance on Russian Folk Instruments: Textbook for Music Higher Educational Institutions and Colleges]. 2nd Edition, Revised and Expanded. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 2018. 640 p.

Kondrat'ev M. G. O teorii natsional'noy muzyki: k metodologii sravnitel'nogo izucheniya fol'klornykh muzykal'no-poeticheskikh sistem [About the Theory of National Music: To the Methodology of Comparative Study of Folk Musical and Poetic Systems]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 8–19. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.008-019.

Raku M. G. Muzykal'naya klassika v mifotvorchestve sovetskoy epokhi [The Musical Classics in the Myth-Making of the Soviet Era]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 720 p.

Reznik A. L. Gitarnoe tvorchestvo I. V. Rekhina: zhanrovo-stilevye osobennosti: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Igor Rekhin’s Guitar Music: Features of Genre and Style: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Nizhny Novgorod, 2020. 209 p.

Tsaregradskaya T. V. Muzyka sovetskoy epokhi: sto let spustya [Music of Soviet Era: One Hundred Years Later]. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [The Journal of the Society for Theory of Music]. 2018. No. 1 (21), pp. 68–79. URL: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/2018_1%2821%29_5_Tsaregradskaya_Soviet_Hakobian.pdf (28.05.2021).

Demchenko A. I. Society as the Paradigm of 20th Century Art (on the Materials of Sergei Prokofiev’s Music). Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 1, pp. 89–100. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.1.089-100.

Eustáquio L. Interference Modalities for Interaction and Performance Design. Journal of Science and Technology of the Arts. 2017. Vol. 9, No. 3. DOI: 10.7559/CITARJ.V9I3.431.

Hakobian L. Music of Soviet Era: 1917–1991. Second Edition. London, New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2017. xvi, 512 p. (Routledge Russian and East European Music and Culture).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.043-051

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.