Понятие патета и избегаемых тонов в восточнояванском танце

Aris Setiawan

Аннотация


Данное исследование направлено на выявление патета в восточнояванском танце.
Патет – это музыкальный лад, который определяет мотивное развитие мелодии. Его
роль в восточнояванском танце весьма важна. Однако исследование патета сосредоточено
только на музыке районов Суракарты и Джокьякарты. В то же время за пределами этих
двух музыкальных регионов также существует патет, представляющий уникальное
явление, как например, в восточнояванском танце. В данном исследовании применяется
метод «участник-наблюдатель», при котором исследователь позиционируется как активный
участник изучаемого им музыкального сообщества. Тем самым сделана попытка научного
познания изнутри. Анализ проводился путём классификации и установления нескольких
типов мелодического развития в восточнояванских танцах (сэпулух, волу, санга и серанг).
В результате изучения выявлены новые факты относительно патета, а именно, что
в восточнояванском танце наблюдается особое, имеющее научное значение, свойство –
определённые избегаемые тоны (нада сирикан). Это отличает изучаемый патет от имеющихся
в музыкальной культуре двух других регионов (Суракарта и Джокьякарта).

Ключевые слова: патет, избегаемые тоны, восточнояванский танец, музыкальные
классификации, мелодическое развитие, яванский язык.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Adiyanto. Balungan Gending Jawatimuran [Tone Framework of the Jawatimuran karawitan]. Surabaya: C.V. Kurnia, 2016. 45 p. (In Indonesian)

Alves, B. Kembangan in the Music of Lou Harrison. Perspect. New Music. 2001, pp. 29–56.

Becker, J. Some Thoughts about Pathet. International Musicological Society: Report of the 12th Congress. 1977, pp. 81–98.

Becker, J., and Becker, A. A Grammar of the Musical Genre Srepegan. Asian Music. 1982. Vol. 14, No. 1, pp. 30–73.

Brinner, B. A Musical Time Capsule from Java. J. Am. Musicol. Soc. 1993. Vol. 46, No. 2, pp. 221–260.

Brinner, B. At the Border of Sound and Silence: The Use and Function of Pathetan in Javanese Gamelan. Asian Music. 1989. Vol. 21, No. 1, pp. 1–34.

Brinner, B. Cultural Matrices and the Shaping of Innovation in Central Javanese Performing Arts. Ethnomusicology. 1995. Vol. 39, No. 3, pp. 433–456.

Carterette, E. C., and Kendall, R. A. On the Tuning and Stretched Octave of Javanese Gamelans. Leonardo Music J. 1994, pp. 59–68.

Crawford, M. Indonesia: East Java. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London: Macmillan, 1980, pp. 165–209.

Hastanto, S. Konsep Pathet dalam karawitan Jawa [Pathet Concept in Javanese karawitan]. Program Pascasarjana bekerja sama dengan ISI Press Surakarta, 2009. 23 p. (In Indonesian)

Hastanto, S. The Concept of Pathet in Central Javanese Gamelan Music. Doctoral thesis, Durham University, 1985. 64 p.

Hood, M. The Nuclear Theme as a Determinant of Patet in Javanese Music. New York: Da Capo Press, 1954. 45 p.

Hughes, D.W. Deep Structure and Surface Structure in Javanese Music: A Grammar of Gendhing Lampah. Ethnomusicology. 1988. Vol. 32, No. 1, pp. 23–74.

Kunst, J. Music in Java: Its History, its Theory and its Technique. Vol. 2. Hague: Martinus Nijhoff, 1973. 67 p.

Mistortoify, Z. Ong-Klaongan dan Lè-Kalèllèan Estetika Kèjhungan Orang Madura Barat [Ong-Klaongan and Lè-Kalèllèan West Madurese Aesthetics of Kèjhungan]. Doctoral thesis. Universitas Gadjah Mada, 2015. 41 p. (In Indonesian)

Mudiyanto, Notasi Genderan Sena’in [Sena'in version of Genderan Notation]. Surabaya: Sekolah Tinggi Kesenian Wilwatikta Surabaya, 1981. 3 p. (In Indonesian)

Munardi, A. M. Pengetahuan Karawitan Jawa Timuran [East Javanese Karawitan Knowledge]. Jakarta: Departemen Pendidikan Dan Kebudayaan, 1983. 9 p. (In Indonesian)

Nugraha Christianto, W., Haryono, T., and Lono L., Simatupang, G. R. Pathêt: di Atas Kertas dan di Atas Panggung Wayang Kulit dalam Perspektif Teori Praktik [Pathêt: on Paper and on Stage in Shadow Puppets in Practical Theory Perspectives]. Resital Jurnal Seni Pertunjukan. 2009. Vol. 10, No. 2, pp. 165–177. (In Indonesian)

Perlman, M. A Grammar of the Musical Genre Srepegan. Asian Music. 1983. Vol. 14, No. 1, pp. 17–29.

Perlman, M. Conflicting Interpretations: Indigenous Analysis and Historical Change in Central Javanese Music. Asian Music. 1996. Vol. 28, No. 1, pp. 115–140.

Perlman, M. The Social Meanings of Modal Practices: Status, Gender, History, and Pathet in Central Javanese Music. 1998. Ethnomusicology. Vol. 42, No. 1, pp. 45–80.

Rahayu, S. Garap Sindhenan Jawa Timur Surabayan [Garap on East Java Sindhenan in Surabaya]. Surakarta: ISI Press, 2017. 57 p. (In Indonesian)

Roth, A. R. New Composition for Javanese Gamelan. Doctoral thesis. Durham University, 1986. 76 p.

Sariredjo, D. Notasi Rababan Gending-Gending Suroboyo [Rababan’s Notation of Suroboyo’s Repertoire]. Surabaya: Sekolah Tinggi Kesenian Wilwatikta Surabaya, 1981. 23 p. (In Indonesian)

Setiawan, A. Konfigurasi Karawitan Jawatimuran [Jawatimuran Karawitan Configuration]. Gelar Jurnal Seni Budaya. 2013. Vol. 11, No. 1, pp. 1–14. (In Indonesian)

Soenarto, Tehnik Tabuhan Karawitan Jawa Timur Gaya Mojokerto-Surakarta [The Technique of Playing East Javanese Karawitan Instruments in the Mojokerto-Surakarta Style]. Surakarta: CV. Cendrawasih, 2011. 34 p. (In Indonesian)

Sugiarto, A. Karawitan Pakeliran Gaya Jawa Timuran [Karawitan in a Shadow Puppet Show in the East Javanese Style]. Resital Jurnal Seni Pertunjukan. 2013. Vol. 10, No. 2, pp. 106–111. (In Indonesian)

Sumarsam. Gamelan: Cultural Interaction and Musical Development in Central Java. University of Chicago Press, 1995. 123 p.

Sutton, R. A. Musical Pluralism in Java: Three Local Traditions. Ethnomusicology. 1985. Vol. 29, No. 1, pp. 56–85.

Sutton, R. A. Traditions of Gamelan Music in Java: Musical Pluralism and Regional Identity. Cambridge University Press, 1991. 132 p.

Tasman Ronoatmojo, S. Notasi Rebaban Gending-Gending Suroboyo [Rababan’s Notation of Suroboyo's Repertoire]. Surabaya: Bidang Kesenian Kantor Wilayah Departeman P dan K Propinsi Jawa Timur bersama Sekolah Tinggi Kesenian Wilwatikta Surabaya Yayasan Badan Pembina Perguruan Tinggi Wilwatikta Surabaya, 1981. 24 p. (In Indonesian)

Tenzer, M. The Life in Gendhing: Current Approaches to Javanese Gamelan. Indonesia. 1997, pp. 169–186.

Timoer, S. Serat wewaton padhalangan Jawi Wetanan [The Book to Understand Jawatimuran Shadow Puppets]. Balai Pustaka, 1988. Vol. 2. 8 p. (In Indonesian)

Vetter, R. Flexibility in the Performance Practice of Central Javanese Music. Ethnomusicology. 1981. Vol. 25, No. 2, pp. 199–214.

Walton, S. P. Aesthetic and Spiritual Correlations in Javanese Gamelan Music. Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2007. Vol. 65, No. 1, pp. 31–41.

Wong, D., and Lysloff, R. T. A. Threshold to the Sacred: The Overture in Thai and Javanese Ritual Performance. Ethnomusicology. 1991, pp. 315–348.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.111-124

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.