Принципы тональной организации в произведениях Александра Скрябина после соч. 58
Аннотация
На протяжении всей жизни гармонический язык Скрябина претерпевал эволюцию. Его
стиль позднего периода характеризуется радикальным разрывом с традиционной гармонией.
В статье рассматриваются некоторые нововведения, которые можно найти в поздних
произведениях Скрябина. Представлена общая теоретическая основа гармонического языка
позднего периода Скрябина, необходимая для понимания последующих анализов. Точно
так же суммируются основные философские идеи, относящиеся к мистике и теософии,
дистиллированные из записных книжек Скрябина (недавно опубликованных в 2018 году
в английском переводе Саймоном Николсом и Михаилом Пушкиным).
Детальный анализ Этюда соч. 65 № 3 выявляет уникальные черты позднего стиля
композитора и позволяет связать определённые композиционные процедуры, обнаруженные
в поздних произведениях (периода после соч. 60), с общими мистическими идеями.
Наконец, сформулированы выводы для дальнейших исследований творчества Скрябина.
Ключевые слова: Александр Скрябин, поздний период, Этюды соч. 65, мистицизм,
теософия, гармония.
Полный текст:
PDF (English)Литература
Bowers, Faubion. Scriabin, a Biography. New York: Dover, 1996. 636 p.
Nicholls, Simon. The Notebooks of Alexander Skryabin. Oxford University Press, 2018. 288 p.
Sabaneyev, Leonid. Vospominaniya o Skryabine [Reminiscences of Scriabin]. Moscow: Muzykal’nyy sector Giz, 1925. 318 p.
Sabbagh, Peter. The Development of Harmony in Scriabin's Works. USA: Universal Publishers, 2003. 182 p.
Stace, Walter T. The Teachings of the Mystics. New American Library, 1960. 240 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.123-129
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.