Трансформация оркестровки в Рапсодии на тему Паганини Сергея Рахманинова и джазовые идиомы

Vadim Rakochi

Аннотация


В многочисленных работах, посвящённых Рапсодии на тему Паганини, глубина
трансформации оркестра в ней – по сравнению с концертами Рахманинова – и влияние
джаза на этот процесс практически не исследованы. Хотя именно джаз привнёс в оркестр
Рахманинова новый уровень свободы изложения. Её проявлениями стало обновление
состава оркестра за счёт включения видовых деревянных духовых инструментов и
возрастание значимости ударных благодаря разнообразному и регулярному использованию.
Необычно широкая для жанра концерта палитра тембровых эффектов в оркестре и
постоянное солирование инструментов и групп вывели ценность каждого тембра на новый
уровень значимости, подчёркивая контрастность сопоставлений. Перечисленные изменения
объясняют потребность в пересмотре функций солирующего фортепиано и оркестра
в концертном жанре и модификацию подхода Рахманинова к оркестру: на смену «оркестру-
как-единому-целому» часто приходит «оркестр-как-союз-солистов», отталкивающийся
от подхода Малера. Указанные процессы обусловлены усилением театрального начала,
влиянием американской шоу-культуры 1920–1930-х годов в целом и джазовым оркестром
в частности. И хотя влияние джаза на оркестр Рахманинова преимущественно косвенное,
а не прямое, как в симфонических произведениях Гершвина, именно этот факт объясняет
множественность проявлений джаза и разнообразие его семантических значений в Рапсодии.

Ключевые слова: Рахманинов, Гершвин, Рапсодия на тему Паганини, джаз, симфоническая
музыка, оркестр в жанре концерта.


Полный текст:

PDF

Литература


Andryushchenko E. Yu. «Variatsii» E. Lloyda-Uebbera i «Rapsodiya na temu Paganini» S. Rakhmaninova: khudozhestvennye paralleli [“Variations” by Andrew Lloyd-Webber and “Rhapsody on as Theme of Paganini” by Sergei Rachmaninoff: Artistic Parallels]. Problemy muzykal’noj nauki / Music Scholarship. 2014. No. 3, pp. 88–91.

Vasiliev Yu. V. Rakhmaninov i dzhaz [Rachmaninoff and Jazz]. S. V. Rachmaninov. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya (1873-1993): materialy nauch. konf. [Sergei Rachmaninoff. Towards the 120th Anniversary of his Birth (1873–1993): Materials of the Scholarly Conference]. Edited by A. I. Kandinsky. Moscow, 1995, pp. 172–184.

Didenko N. M. S. V. Rakhmaninov v dialoge s barochnoy epokhoy [Sergei Rachmaninoff in Dialogue with the Baroque Era]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy almanakh [The South-Russian Musical Anthology]. 2018. No. 1, pp. 57–61. DOI: 10.24411 / 2076-4766-2018-10009.

Lu Yu. Tematicheskaya tsitatnost' kak osnova variatsiy Sergeya Rakhmaninova [Thematic Citation as the Basis of Sergei Rachmaninoff's Variations]. Tavriyski studiy. Mystetstvoznavstvo [Tavrian Studies. Art History]. 2013. No. 3, pp. 89–94.

Lyakhovich A. V. «Rapsodiya na temu Paganini» Rakhmaninova kak model' postistoricheskogo mirooshchushcheniya [“Rhapsody on the Theme of Paganini” by Rachmaninoff as a Model of Post-Historical Perception of the World]. URL: http://harmonia.tomsk.ru/pages/secret/?31 (01.08.2020).

Lyakhovich A. V. Simvolika v pozdnikh proizvedeniyakh Rakhmaninova: monografiya [Symbols in Rachmaninoff’s Late Compositions: A Monograph]. Tambov: Publishing House of Pershina R. V., 2013. 184 p.

Merzlov A. N. S. V. Rakhmaninov i M. A. Vrubel': tvorcheskie paralleli [Sergei Rachmaninoff and Mikhail Vrubel: Creative Parallels]. IKONI / ICONI. 2019. No. 1, pp. 141–146. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.141-146.

Skurko E. R. Fortepiannyye variatsii S. V. Rakhmaninova: k voprosu traktovki zhanra [Sergei Rachmaninoff’s Variations for Piano: Concerning the Question of Interpreting the Genre]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 2, pp. 50–56. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.050-056.

Shmakova O. V. O dvizhenii v simfonicheskom tsikle [About Motion in the Symphonic Cycle]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2015. No. 2, pp. 100–105. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.2.19.100-105.

Carruthers G. The (Re) Appraisal of Rachmaninov’s Music: Contradictions and Fallacies. The Musical Times. 2006. Vol. 147, No. 1896, pp. 44–50. DOI:10.2307/25434403.

Fisk C. Nineteenth-Century Music? The Case of Rachmaninov. 19th-Century Music. 2008. Vol. 31, No. 3, pp. 245–265.

Grossman M. The Revision Process in Rachmaninoff's Piano Concerto No.1 in F-Sharp Minor, Opus 1. Edwin Mellen Pr; First Edition, 2006. 127 p.

MacKenzee R. Rachmaninoff’s Piano Works and Diasporic Identity 1890–1945: Compositional Revision and Discourse. The University of Western Ontario, 2018. 170 p. Electronic Thesis and Dissertation Repository. 5572. URL: https://ir.lib.uwo.ca/etd/5572 (03.08.2020).

Robertson G. Variations on a Theme by Paganini: Narrative Archetypes in Nineteenth- and Twentieth-century Theme-and-variation Sets: Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophy. Florida State University College of Music, 2015. 183 p.

Zhang Y. A Stylistic, Contextual, and Musical Analysis of Rachmaninoff's “Rhapsody on a Theme of Paganini,” Op. 43: Dissertation for Doctor of Musical Arts. Houston: Rice University, 2008. 75 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.3.219-230

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.