О карнавальности уличной музыки: праздник и работа

Sergei S. Sokovikov, Elena A. Kaminskaya

Аннотация


В статье даётся интерпретация противоречивых аспектов явления уличной музыки
на основе анализа карнавальности как её сущностного свойства. С использованием типологического метода показана взаимосвязь уличной музыки и феномена карнавала. Раскрываются основные характеристики этой взаимосвязи: экспансия в локусы публичного пространства и их трансформация; «телесная» реальность действа; игровой характер; создание ситуаций утопической свободы; снятие привычных ограничений; над-обыденная праздничность; специфичный модус пародийности; зрелищность, полижанровость. Функциональный подход применён для характеристик проявления карнавальности в деятельности уличных музыкантов. Доказывается, что с уходом традиционных народно-карнавальных форм уличная музыка воспроизводит карнавальные черты в современном культурном пространстве, выполняя актуальные компенсаторные и креативные функции: спонтанной эстетизации публичного пространства; создания ситуаций живого, неопосредованного общения и сотворчества; формирования над-обыденного праздничного настроя. Дана критика подходов, абсолютизирующих в уличной музыке тенденции сопротивления установленным социальным порядкам. С применением ситуативного подхода обоснована специфичность ценности уличной музыки в художественном и внехудожественном контекстах. Аргументируется правомерность и плодотворность применения концепта карнавальности в анализе взаимоотношений уличной музыки и институций, регламентирующих порядки публичного пространства. Карнавальность показана как одна из сущностных характеристик, обеспечивающих неустранимость уличной музыки из современного культурного пространства.

Ключевые слова: уличная музыка, карнавал и карнавальность, публичное пространство, праздничность.


Полный текст:

PDF

Литература


Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i Renessansa [The Literary Legacy of François Rabelais and the Folk Culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1990. 541 p.

Bakhtin M. M. Sobr. soch. V 7 t. T. 6. Problemy poetiki Dostoevskogo. Raboty 1960–1970 gg. [Collected Works. In 7 volumes. Volume 6. The Issues of Dostoevsky's Poetics. Works from the 1960s and 1970s]. Moscow: Russkie slovari; Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2002. 798 p.

Gumbrekht Kh. U. Proizvodstvo prisutstviya: Chego ne mozhet peredat' znachenie [Gumbrecht H.U. The Production of Presence: What Meaning Cannot Convey]. Translation from the English by S. Zenkin. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2006. 184 p.

Rotenberg N. «Ierusalimskie menestreli», ili Osobennosti mestnoy ulichnoy muzyki [“The Jerusalem Minstrels”, or, The Characteristic Features of Areal Street Music]. Kul'tura i tsivilizatsiya [Culture and Civilization]. 2016. No. 4, pp. 94–103.

Rotenberg N. Muzyka publichnykh prostranstv: zvuchashchie art-ob’ekty v urbanisticheskom dizayne [Music of Public Spaces: Sounding Art Objects in the Urban Design]. Manuskript [Manuscript]. 2018. No. 12 (98). Ch. 1, pp. 168–173.

Bennett A., Rogers I. Street Music, Technology and the Urban Soundscape. Continuum: Journal of Media and Cultural Studies. 2014. Vol. 28. Issue 4, pр. 454–464.

Bywater M. Performing Spaces: Street Music and Public Territory. Twentieth-Century Music. 2007. No 3 (1), pp. 97–120.

Ginsburg N. Sounds and Sidewalks: Participant-Observation of Busking on Thayer Street. Scribd. URL: https://ru.scribd.com/doc/250513794/ginsburg-sounds-and-sidewalks (24.02.2020)

Henry Ch. From Beggar to Virtuoso: The Street Singer in the Netherlandish Visual Tradition, 1500–1600. Renaissance Studies. 2019. Vol. 33, No. 1, pр. 136–158.

Johnson В. From Music to Noise: The Decline of Street Music. Nineteenth-Century Music Review. 2018. No. 5, pp. 67–78.

Llano S. Street Music, Honour and Degeneration: The Case of Organilleros. Writing Wrongdoing in Spain 1800–1934. Eds. S. Llano and A. Sinclair. Woodbridge: Tamesis, 2018, pp. 197–216.

Quilter J., McNamara L. “Long May the Buskers Carry on Busking”: Street Music and the Law in Melbourne and Sydney. Melbourne University Law Review Journal. 2015. Vol. 39, pр. 539–591.

Watt P. Street Music in the Nineteenth Century: Histories and Historiographies. Nineteenth- Century Music Review. 2018. Vol. 15, pp. 3–8.

Williams J. Busking in Musical Thought: Value, Affect, and Becoming. Journal of Musicological Research. 2016. Vol. 35, No. 2, pр. 142–155.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.018-026

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.