Переложения симфонической музыки в репертуаре оркестров русских народных инструментов: исторический обзор

Mikhail S. Kopyryulin

Аннотация


Названная проблема рассматривается в статье в ретроспективном плане – от зарождения
в конце ХIХ – начале ХХ века до наших дней. Переложения классических сочинений,
в том числе симфонической музыки, используемые в концертной и педагогической
деятельности оркестров русских народных инструментов, характеризуются автором как
важнейший фактор, позволяющий противостоять попыткам трактовать исполнительство
на народных инструментах исключительно как фольклорно-этнографический феномен.
Сочинения выдающихся композиторов академической школы, переложенные для народного
оркестра, не только являются существенным источником пополнения современного
репертуара концертных коллективов, но и служат важнейшим дидактическим материалом,
способствующим формированию профессиональных навыков оркестрового исполнительства
в практике работы учебных оркестров.
На основе сохранившихся рецензий, документальных свидетельств, зафиксированных
исследователями фактов и событий автор статьи выявляет тенденции, характерные
для переложений в различные периоды становления и развития народно-оркестрового
исполнительства. Качественные характеристики выполняемых «адаптаций»
симфонической классики, соотносимые с конкретным периодом бытования указанной
сферы исполнительства, устанавливаются автором статьи с учётом объективных условий
формирования инструментального состава русских народных оркестров и социально-
исторического контекста. Переложения симфонической музыки признаются важной
составляющей утверждаемого ныне полноправного академического статуса оркестров
русских народных инструментов, функционирующих в рамках профессионального
сообщества.

Ключевые слова: переложение, репертуар, оркестр русских народных инструментов,
академическое исполнительство на народных инструментах.


Полный текст:

PDF

Литература


Bruntsev V. A. Nikolay Ivanovich Privalov – podvizhnik narodnoy muzyki [Nikolai Ivanovich Privalov – An Enthusiast of Folk Music]. St. Petersburg: Soyuz Khudozhnikov, 2017. 360 p.

V. V. Andreev. Materialy i dokumenty [Vassily Andreev. Materials and Documents]. Ed. by B. B. Granovskiy. Moscow: Muzyka, 1986. 352 p.

Varlamov D. I. Orkestr garmonik – raznovidnost' narodnogo orchestra [The Harmonica Orchestra as a Variety of the Folk Orchestra]. Saratov: Saratov University Press, 1990. 36 p.

Varlamov D. I. The Process of Academization of the Art of Russian Folk Instrumental Music. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 2, pp. 29–37. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.2.029-037.

V svoem rode grazhdanskaya doblest' (kruglyy stol «Sovetskoy kul'tury») [A Kind of Civic Valor (Round Table of “Soviet Culture”)]. Sovetskaya kul'tura [Soviet Culture]. 1987. June 30, p. 4.

Imkhanitskiy M. I. U istokov russkoy narodnoy orkestrovoy kul'tury [At the Origins of Russian Folk Orchestral Culture]. Moscow: Muzyka, 1987. 192 p.

Maksimov E. I. Orkestry i ansambli russkikh narodnykh instrumentov: istoricheskie ocherki [Russian Folk Instrument Orchestras and Ensembles: Historical Essays]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1983. 152 p.

Orkestr imeni V. V. Andreeva [The Vassily Andreev Orchestra]. Ed. by A. P. Konnov, G. N. Preobrazhenskiy. Leningrad: Muzyka, 1987. 160 p.

Ossovskiy A. V. Muzykal'no-kriticheskie stat'i [Articles of Music Criticism]. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.

Peresada A. I. Orkestry russkikh narodnykh instrumentov: spravochnik [Russian Folk Instrument Orchestras: A Guide]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1985. 296 p.

Preobrazhenskiy G. N. Puti razvitiya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh v Leningrade v 1917–1941 gg.: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Paths of Development of Performance on Russian Folk Instruments in Leningrad during the Years 1917–1941: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1983. 27 p.

Sozdatel' Velikorusskogo orkestra V. V. Andreev v zerkale russkoy pressy (1888–1917 gody) [The Creator of the Great Russian Orchestra Vassily Andreev as Mirrored by the Russian Press (1888–1917)]. Ed. by A. V. Tikhonov. St. Petersburg: Soyuz Khudozhnikov, 2002. 224 p.

Shabunina O. M. Vasiliy Vasil'evich Andreev: Kontsertnaya deyatel'nost' v kontekste russkoy muzykal'noy estrady kontsa XIX – nachala XX veka: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Vasily Vasilievich Andreev: The Concert Activity in the Context of Russian Musical Stage of the Late 19th – Early 20th Century: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2019. 340 p.

Martin J. Writing about Music: The Selection and Arrangement of Notation in Jazz Students’ Written Texts. British Journal of Music Education. 2018. Volume 35, No. 1, March, pp. 73–89. DOI: 10.1017/S0265051717000171.

Miller-Kay E. Four-Hand Piano Transcriptions and the Reception of Symphonic Repertoire in Nineteenth-Century Europe. Malaysian Journal of Music. 2018. Volume 7, pp. 195–207.

Ferrari A., de Aquino F. Two Transcriptions of Manuel de Falla's Siete Canciones Populares Espanolas: A Comparative Study. Musica Hodie. 2018. Volume 17, No. 2, pp. 161–176. DOI: 10.5216/mh.v17i2.51477.

Kregor J. Liszt as Transcriber. Cambridge University Press, Cambridge and New York, 2010. 299 p.

Maric S. A Symphonic Poem Arrangement for Piano and Tamburitza Orchestra by Ferenc Kovac. Musica Hodie. 2018. Volume 16, Issue 2, pp. 200–214.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.158-170

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.