Социум как парадигма искусства ХХ века (на материале творчества С. С. Прокофьева)

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Согласно традиционным взглядам на сущность музыкального искусства, ему свойствен
достаточно скромный потенциал в отображении того, что касается общественных
отношений. На самом деле, социум оказывает всепроникающее воздействие на музыку.
Одним из доказательств может послужить наследие С. Прокофьева, который всегда чуждался
политики. Предлагаются аналитические этюды трёх произведений Прокофьева, имеющих
прямое касательство к летописи «страны Советов». Будучи ведущим представителем
«скифства», композитор в соответствующей манере попытался претворить революционные
события России 1917 года в кантате «Семеро их» (1918). Смысл происходящего в ней
можно представить как грандиозный обряд неистового ниспровержения. Глобальность
охвата в сочетании с полуфантастическим колоритом способны вызвать ассоциации
с картиной всемирного потопа, великого пришествия. «Кантата к ХХ-летию Октября»
(1937) воссоздаёт целостную панораму развития революционного движения, реконструируя
поэтапное движение от зарниц коммунистической идеи на Западе до её воплощения в жизнь
в России. Всем строем художественного высказывания Прокофьев явно актуализирует
вербальную канву (тексты из политических трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина),
проецируя её на реалии середины 1930-х годов, и с захватывающим темпераментом
передаёт атмосферу социального противоборства этого времени. В Шестой симфонии
Прокофьева (1947) с чрезвычайной рельефностью запечатлено характерное для времён
«холодной войны» противостояние двух начал – агрессивно-подавляющего, с одной
стороны, и олицетворяющего гуманистические ценности человеческого существования,
– с другой.

Ключевые слова: социум и музыкальное искусство, отображение в творчестве
Прокофьева важных вех жизни России первой половины ХХ века.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Demchenko A. I. Sergey Prokof'ev: vozvrashchenie v Bol'sheviziyu [Sergei Prokofiev: A Return to Bolshevization]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2016. No. 5, pp. 28–35.

Demchenko A. I. The Scythian Neophyte of the Early 20th Century. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 33–41. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.033-041.

Dolinskaya E. B. Teatr Prokof'eva [Prokofiev’s Theater]. Moscow: Kompozitor, 2012. 376 p.

Nest'ev I. V. Zhizn' Prokof'eva [The Life of Prokofiev]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1973. 664 p.

Prokof'ev S. S. Avtobiografiya [Autobiography]. Moscow: Klassika-XXI, 2007. 528 p.

Prokof'ev o Prokof'eve [Prokofiev on Prokofiev]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1991. 288 p.

Safonova T. V. Avtorskoe nachalo i sotsial'nyy kontekst v tvorchestve Sergeya Prokof'eva [The Authorial Element and the Social Context in the Musical Legacy of Sergei Prokofiev]. Al'fred Shnitke: khudozhnik i epokha [Alfred Schnittke: The Artist and the Epoch]. Saratov, 2010, pp. 103–112.

Tarakanov M. E. Stil' simfoniy Prokof'eva [The Style of Prokofiev’s Symphonies]. Moscow: Muzyka, 1968. 432 p.

Elliot D. New Worlds, Russian Art and Society 1900–1937. London, 1986. 280 p.

Nice D. Prokofiev: From Russia to the West, 1891–1935. Yale University Press, 2003. 390 p.

Taruskin R. On Russian Music. Berkeley: University of California Press, 2010. 416 p.

Harlow R. Selected Letters of Sergei Prokofiev. University Press of New England, 1998. 348 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.089-100

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.