Об изучении традиционного пения вепсов в контексте когнитивного этномузыкознания

Svetlana V. Kosyreva

Аннотация


В статье представлен опыт изучения вепсской певческой традиции с позиций
когнитивного этномузыкознания. Данное направление, представленное на сегодняшний
день единичными публикациями в отечественном этномузыкознании, рассматривается
с позиций развития интонационной теории Б. Асафьева. Применительно к этномузыкологии
в свете когнитивной парадигмы художественный текст осмысляется как сложный знак,
который выражает знания этнофора о действительности, воплощённые в традиционных
произведениях в виде индивидуальной звуковой картины мира. Вепсская музыкально-
фольклорная традиция удивительна и самобытна. Она представлена произведениями
различных жанров: лирическими песнями, свадебными, похоронными и рекрутскими
причитаниями, календарными напевами, колыбельными, заговорами, частушками, сказками
и др. При знакомстве с традицией огромный интерес исследователей вызывает прежде
всего необычный характер звучания вепсских песен. Этническая музыка вепсского народа –
чрезвычайно интересное, но малоизученное явление, обусловлена особенностями этногенеза,
географическим положением и историко-культурной спецификой. Вепсы являются одним
из древнейших народов Европейского Севера. Их происхождение учёные связывают
с племенами веси и чуди, впервые упомянутыми в исторических источниках ещё в середине
VI века. Таким образом, уже в первой половине I тысячелетия эти племена населяли Межозерье
– пространство между тремя крупнейшими северными озёрами – Ладожским, Онежским и
Белым. В настоящее время территория традиционного расселения вепсов занимает узкую
полосу вдоль Онежского озера и центральную часть Межозерья. Применение когнитивного
подхода на вепсском этническом материале позволило выявить семантически важную
взаимосвязь тембра и интонирования в процессе формирования художественного хронотопа.

Ключевые слова: когнитивная этномузыкология, музыкальное финноугроведение,
этническая музыка, вепсы, традиционное пение, интонирование, акустический анализ,
звуковысотность, тембр, артикуляция.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Alpatova A. S. Zvukovaya kartina mira kak informatsionnaya model' arkhaicheskoy i traditsionnoy kul'tury [The Sound World View as the Informational Model of Archaic and Traditional Culture]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2007. No. 1, pp. 125–140. (In Russ.)

Alekseev E. E. Rannefol'klornoe intonirovanie. Zvukovysotnyy aspect [Early Folk Music Intonation. The Aspect of Pitch]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 240 p.

Amrakhova A. A. Kognitivnye aspekty interpretatsii sovremennoy muzyki: na primere tvorchestva azerbaydzhanskikh kompozitorov: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Cognitive Aspects of the Interpretation of Contemporary Music: By the Example of the Artistic Work of Azerbaijani Composers: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2005. 325 p.

Asafiev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.

Kosyreva S. V. The Incantations of the Veps People: Issues of Learning a Musical Language. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 35–44. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.035-044.

Kosyreva S. V., Nikolaeva S. Yu. Problemy izucheniya pevcheskikh traditsiy narodov Karelii: opyt vyyavleniya tembro-artikulyatsionnykh modeley [Issues of Studying the Singing Traditions of the Peoples of Karelia: An Attempt of Identifying the Models of Timbre and Articulation]. Ezhegodnik finno-ugorskih issledovaniy [Yearbook of Finno-Ugriс Studies]. 2017. Volume 11, Issue 1, pp. 123–133.

Krasnopol'skaya T. V. Pevcheskoe iskusstvo narodov Severo-Zapada Rossii. Issledovanija. Stat'i [The Singing Art of the Peoples of the North-West of Russia. Research Works. Articles]. Edited by V. I. Nilova. Petrozavodsk: Verso, 2013. 184 p.

Semakova I. B. Etnicheskaya spetsifika muzykal'noy traditsii vepsov [The Ethnic Specific Features of the Musical Tradition of the Vepsians]. Vepsy, karely i russkie Karelii i sopredel'nykh oblastey: issledovaniya i materialy k kompleksnomu opisaniyu etnosov [The Vepsians, Karelians and Russians of Karelia and Neighbouring Areas: Studies and Materials for a Comprehensive Description of Ethnic Groups]. Petrozavodsk: Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2016, pp. 91–100.

Khokhlova A. L. Utverzhdenie kognitivnogo podkhoda v sovremennom muzykoznanii [An Assertion of the Cognitive Approach in Modern Musicology]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2013. No. 3, pp. 166–170.

Khokhlova A. L. About the Sources and Contemporary Condition of Musical Cognitive Science. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2015, No. 1 (18), pp. 5–11. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.005-011.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.082-089

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.