«Тема с вариациями» П. И. Чайковского: художественный образ и авторская позиция

Vitaly A. Shuranov, Irma R. Levina

Аннотация


Статья посвящена феномену авторской позиции в структуре содержания музыкального произведения.
Исследовательская идея связана с дальнейшим развитием концепции российского музыковеда Людмилы
Казанцевой о дифференциации авторского слоя содержания произведения на автора-творца и автора
художественного. Предлагаемый термин «авторская позиция» понимается как одна из важнейших
функций автора-творца: это воплощённая в тексте режиссирующая «точка зрения», интонация-отношение.
Особое внимание к функции авторского начала вызвано её устремленностью к созданию общего смысла.
Литературоведение уже освоило концептуальное значение авторской позиции, структурно организующей
образный план произведения.
Аналитический материал представляет «Тема с вариациями» F dur (ор. 19 № 6) П. И. Чайковского, где
действие авторского отношения (позиции) обнаруживается в специфике строения традиционного цикла вариаций,
развороте к барочному принципу вариационности, в трактовке лексико-жанрового материала. Подчёркивается,
что устоявшийся в творчестве композиторов-романтиков цикл вариаций как последовательность картин-
миниатюр организован композитором ради собирательного образа России, мыслимого в единстве национального
и религиозного начал. Художественное действие авторской позиции проявилось: а) в воплощении российской
действительности второй половины XIX века через явления художественной культуры (мир автора); б) в особом
способе музыкально-лексического структурирования, при котором индивидуальный ракурс обобщения жанра
исходит не из первичных, а из уже освоенных городской академической культурой жанровых значений. Принцип
использования жанра как данности (модели) культуры широко распространится в дальнейшем в музыке ХХ века.

Ключевые слова: музыкальное содержание, автор-творец, авторская позиция, «Тема с вариациями» Петра
Чайковского, музыкальный образ, художественный мир музыки.


Полный текст:

PDF

Литература


Averintsev S. S. «Grecheskaya literatura» i blizhnevostochnaya «slovesnost'» (protivostoyanie i vstrecha dvukh tvorcheskikh printsipov) [“Greek Literature” and Middle Eastern “Literature” (the Confrontation and Meeting of Two Creative Principles)]. Tipologiya i vzaimosvyazi literatur drevnego mira [Typology and Interrelations of Literatures of the Ancient World]. Moscow, 1971, pp. 206–266.

Annenkov P. V. Literaturnye vospominaniya [Literary Memories]. Ed. by N. K. Gay. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1983. 694 p.

Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [The Aesthetics of Verbal Creativity]. Moscow: Iskusstvo, 1996. 445 p.

[Performs] Blagoy D. D. Chaykovskiy. Aksyuk. Lyadov [Tchaikovsky. Aksyuk. Lyadov]. Dmitry Blagoy, piano; Commentaries by D. Blagoy. URL: http://www.blagoy.ru/dml_plays/tch.htm (08.01.2019).

Vartanov S. Ya. The Concept of the “Dreams about Russia” in the Interpretation of Sergei Rachmaninoff’s “Variations on a Theme of Corelli”. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 2, pp. 21–31. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.2.021-031.

Kazantseva L. P. Avtor v muzykal'nom soderzhanii [The Author in the Musical Content]. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow; Astrakhan: Volga, 1998. 247 p.

Korobova A. G. Teoriya zhanrov v muzykal'noy nauke: istoriya i sovremennost' [The Theory of Genres in the Discipline of Music: History and Modernity]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2007. 173 p.

Nazaykinskiy E. V. Stil' i zhanr v muzyke: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Style and Genre in Music: Textbook for Students of Institutions of Higher Education]. Moscow: VLADOS, 2003. 248 p.

Orlova E. I. Obraz avtora v literaturnom proizvedenii: ucheb. posobie [The Image of the Author in a Literary Work: Textbook]. Moscow, 2008. 44 p.

Potebnya D. M. Obraz mira v slove pisatelya [The Image of the World in the Word of the Writer]. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 1997. 182 p.

Skurko E. R. Sergei Rachmaninoff’s Variations for Piano: Concerning the Question of Interpreting the Genre. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. № 2, pp. 50–56. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.050-056.

Shaymukhametova L. N. Migrating Intonational Formulae as the Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 19–20. (In Russ.)




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.029-036

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.