История журнала

Решение о создании журнала «Проблемы музыкальной науки» состоялось на Международной научно-практической конференции по проблемам музыкальной семантики в Астраханской консерватории в ноябре 2006 года.

12 российских вузов выразили желание стать соучредителями журнала. Среди них: Астраханская государственная консерватория (академия), Воронежская государственная академия искусств, Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, Казанская государственная консерватория (академия) имени Н. Жиганова, Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, Ростовская государственная консерватория (академия) имени С.В. Рахманинова, Саратовская государственная консерватория имени 
Л.В. Собинова, Северо-Кавказский государственный институт искусств, Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского, Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова. В 2008 г. к содружеству вузов присоединилась Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова.

Инициативу по организации журнала, созданию редколлегии и редакции взяла на себя Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова (УГАИ), имеющая редакционный отдел, собственную издательскую базу, кафедру по специальности «Книжный дизайн». Главным редактором журнала была избрана доктор искусствоведения, профессор УГАИ Шаймухаметова Людмила Николаевна, создавшая музыкально-семиотическую научную школу, единственную в России Лабораторию музыкальной семантики и имеющая большой опыт редакционно-издательской работы. Председателем Совета соучредителей стал ректор УГАИ – доктор филологических наук, профессор, член-корр. АН Республики Башкортостан Галяутдинов Ишмухамет Гильмутдинович.

«Проблемы музыкальной науки» является общероссийским научным изданием в области теоретического и исторического музыкознания, этномузыкологии и музыкальной педагогики, в котором главная фигура – не журналист, публицист, критик и лектор, а учёный, профессионально работающий в области искусствоведения.

Журнал ставит целью сформировать объективную научную картину в общероссийском пространстве, включая различные научные школы в регионах и национальных республиках, в том числе географически далеко удалённых от центра.

Журнал предполагает активное сотрудничество с зарубежными партнёрами в различных областях научного знания, создание контактов с мировыми научными сообществами. Его авторами и читателями являются учёные из стран ближнего и дальнего зарубежья:  Белоруссии,Украины, Таджикистана, стран Западной Европы, Америки,Японии, Южной Кореи, Аргентины и др. Журнал распространяется по библиотекам России и ведущих западных университетов.

В издании представлены рубрики, посвящённые различным проблемам: методологии междисциплинарных исследований («Горизонты музыкознания»); проблемам истории и теории музыкального искусства («Из истории зарубежной музыки», «Художественный мир музыкального произведения», «Техника композиции XX века», «Поэтика и семантика музыкального текста», «Музыкальный текст и исполнитель» и др.); краеведению. К числу постоянных рубрик журнала относятся «Музыкальная культура народов мира», «Музыкальное искусство народов России». Важное место среди них занимают разделы «Композитор и фольклор», «Вопросы этномузыкознания» (ведущий  – эксперт журнала, член редколлегии Кондратьев Михаил Григорьевич – академик Международной академии наук педагогического образования, доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ и Чувашской Республики, Главный научный сотрудник, заведующий отделом искусствоведения Чувашского государственного института гуманитарных наук.). 

Начиная с третьего выпуска (2008 № 2), в целях интеграции с международным научным сообществом журналом создан международный отдел. Его работа предполагает приглашение к публикации зарубежных специалистов (оказывается услуга перевода на русский язык) и обратную связь – публикации кратких резюме и отдельных статей русскоязычных авторов в переводе на английский язык.

Журнал содержит обзоры деятельности диссертационных советов, современной музыкальной жизни, рассказывает о конференциях, семинарах, симпозиумах. Прикладная наука развёрнута в разделе «Инноватика в музыкальном образовании». Учитывая всеобщий интерес к этой теме, во втором полугодии 2008 года журнал осуществил новый проект: обеспечил выпуск ежеквартального приложения «Креативное обучение в Детской Музыкальной Школе».

Приложение является Научно-методическим Вестником Лаборатории музыкальной семантики. Преподаватели музыкальных и общеобразовательных школ регулярно получают информацию о новых подходах к обучению, о современных педагогических технологиях и конкретных методиках, полезных в практической работе. И журнал «Проблемы музыкальной науки» (выходит 4 раза в год), и ежеквартальное приложение «Креативное обучение в Детской Музыкальной Школе» являются подписными изданиями. Информация о подписке на каждое очередное полугодие содержится в каталоге «Почты России» (индексы: 80018; 80105).

Журнал проводит конкурсы на лучшие работы молодых исследователей и соискателей докторских степеней с правом первоочередных бесплатных публикаций, приложение к журналу – конкурс методических разработок преподавателей ДМШ «Креативное обучение – ХXI век».

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-29960 от 17 октября 2007 г. Является специализированным научным журналом, включённым в список журналов, рецензируемых Высшей Аттестационной Комиссией России (ВАКом) по научной специальности 17.00.02 – «Музыкальное искусство». Журнал «Проблемы музыкальной науки» издаётся на средства соучредителей – российских консерваторий и вузов искусства.
Журнал включён в Международную Базу Данных и Международный Научный Индекс Цитирования Music Index / EBSCO.

lab234nt@yandex.ru – редакция журнала «Проблемы музыкальной науки».


Журнал выходит 4 раза в год.