Пространственно-временная организация текста интродукции оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки в контексте русской истории

Marina A. Sidorova

Аннотация


Исследование пространственно-временной организации музыкального произведения является
необходимым условием его постижения как художественного целого. Благодаря многокомпонентной
структуре и сюжетной конкретике, оперный жанр позволяет выстроить художественно объёмную систему
пространственно-временных координат. Важным смыслообразующим элементом этой системы является
словесно-сценический текст оперы. Цель настоящей статьи – анализ пространственно-временной структуры
словесно-сценического текста интродукции оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Автор опирается на
методы исследования, практикуемые в различных областях гуманитарного знания (литературоведении,
искусствоведении, семиологии). Прослеживается исторический и фольклорно-мифологический генезис
ведущих сюжетных мотивов интродукции, фигурирующих в «свёрнутом» виде и получающих дальнейшее
развитие в смысловом пространстве оперы. Устанавливаются типы пространственно-временных отношений
и взаимодействий, определяются семантические функции пространственно-временных объектов интродукции.
Выявляется идейно-художественная общность словесного текста интродукции с древнерусскими
литературными источниками на основе обнаруженных межтекстовых связей. Автор приходит к выводу об
интегрированности текста интродукции оперы в единое культурное пространство национальной истории.

Ключевые слова: Михаил Глинка, опера «Жизнь за царя», пространственно-временная организация,
фольклорно-мифологические образы, древнерусская литература.


Полный текст:

PDF

Литература


Grinev S. S. About Development of Opera Production of Contemporary Musical Theater. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 3, pp. 114–119. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.3.114-119.

Zlato slovo. Vek XII [Golden Word. 12th Century]. Compilation, foreword and introductory article by N. S. Borisov. Moscow: Molodaya Gvardiya, 1986. 461 p. (Istoriya Otechestva v romanakh, povestyakh, dokumentakh [History of Russia in Novels, Stories, Documents]).

Kovaleva M. N. About the Special Features of Interpretation of the Literary Sours of Rodion Shchedrin’s Opera “The Enchanted Wanderer”. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 1, pp. 126–130. (In Russ.)

Likhachev D. S. Velikiy put': Stanovlenie russkoy literatury v XI–XII vekakh [The Great Path: Formation of Russian Literature in the 11th and 12th Centuries]. Moscow: Sovremennik, 1987. 301 р.

Likhachev D. S. Zametki o russkom [Notes on the Russian Element]. 2nd Edition supplemented. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1984. 480 p.

Likhachev D. S. Issledovaniya po russkoy literature [Research Works on Russian Literature]. Leningrad: Nauka, 1986. 407 p.

Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphere]. St. Petersburg: Iskusstvo, 2000. 704 p.

Platek Ya. M. Ryadovoy Zolotogo Veka [The Private Soldier of the Golden Age]. Muzykal'naya zhizn' [Musical Life]. 1991. No. 2, pp. 26–27.

Selitskiy A. I. Muzykal'naya dramaturgiya: teoreticheskie problemy [Musical Dramaturgy: Theoretical Problems]. St. Petersburg: Lan', 2017. 80 p.

Sidorova M. A. Kartina mira pol'skikh personazhey v opere “Zhizn' za tsarya” M. I. Glinki (v istoriko-kul'turnom kontekste) (ch. 1) [The World Views of the Polish Characters in the Opera “A Life for the Tsar” by M. I. Glinka (in the Historical and Cultural Context) (Part 1)]. Vestnik Magnitogorskoy konservatorii [Bulletin of Magnitogorsk Conservatory]. 2017. No. 1, pp. 4–16.

Sidorova M. A. Kartina mira pol'skikh personazhey v opere “Zhizn' za tsarya” M. I. Glinki (v istoriko-kul'turnom kontekste) (ch. 2) [The World Views of the Polish Characters in the Opera “A Life for the Tsar” by M. I. Glinka (in the Historical and Cultural Context) (Part 2)]. Vestnik Magnitogorskoy konservatorii [Bulletin of Magnitogorsk Conservatory]. 2017. No. 2, pp. 4–12.

Sidorova M. A. O khudozhestvennom mire pesni Vedenetskogo gostya iz opery “Sadko” N. A. Rimskogo- Korsakova [Concerning the Artistic World of the Song of the Venetian Guest from the opera “Sadko” by N. A. Rimsky- Korsakov]. Vestnik Magnitogorskoy konservatorii [Bulletin of Magnitogorsk Conservatory]. 2014. No. 2 – 2015. No. 1, pp. 61–71.

Abraham G. On Russian Music. Faber & Faber, 2013. 290 р.

Demchenko Alexander I. Universal Art Studies: Theory and Practice. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 102–108. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.102-108.

Taruskin R. Defining Russia Musically. Historical and Hermeneutical Essays. N. J.: Princeton University Press, 1997. 561 p.

Taruskin R. On Russian Music. California Press, 2008. 407 р.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.034-042

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.