Образы квартета в тематизме клавирных сонат Гайдна

Amina I. Asfandyarova

Аннотация


В статье представлены смысловые расшифровки фрагментов тематизма клавирных сонат Йозефа Гайдна с точки зрения редуцированной партитуры, отражающей признаки акустических образов музыкальных инструментов и их различных ансамблевых сочетаний. Расшифровка является ключом к исполнению интонационных этюдов – художественных заданий на артикуляцию и преобразование клавирных текстов в ансамблевую партитуру согласно традициям салонного музицирования XVIII века. Креативная работа исполнителя с текстом в фортепианном классе может проводиться с активным привлечением синтезаторов.
В двухстрочной клавирной графике тематизма сонат Гайдна отражено большое количество иных – неклавирных текстов, присутствующих в скрытом виде в форме редуцированной партитуры. Автор даёт смысловую расшифровку образов струнных квартетов. Умение видеть в графике текста их важнейшие художественные компоненты способно привести к деликатной смысловой расшифровке клавирного произведения с точки зрения скрытой партитуры. Это чрезвычайно важно для грамотной интерпретации и стилевой артикуляции сонат Гайдна.

Ключевые слова: Йозеф Гайдн, клавирные сонаты Гайдна, музыкальный тематизм, акустические образы сонат Гайдна, клавишный синтезатор.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Asfand'yarova A. I. Sign-Figures of Musical Instruments and the Artistic Context of Joseph Haydn’s Pastoral Sonatas. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2007. No. 1, pp. 100–114. (In Russ.)

Asfand'yarova A. I. Pastoral Images in the Minuets of Haydn’s Piano Sonatas. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2009. No. 1, pp. 72–75. (In Russ.)

Asfand'yarova A. I. Fortepiano i sintezator. Tembrovye eskizy klavirnykh sonat Y. Gaydna [The Piano and the Synthesizer. Timbral Sketches of the Clavier Sonatas by Joseph Haydn]. St. Petersburg: Lan', 2017. 80 p.

Gordeeva E. V. Musical Lexicography of Scenes and Images of Musicianship in the French Suites by J. S. Bach. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2008. No. 1, pp. 198–202.

Gordeeva E. V. Syuzhety muzitsirovaniya v klavirnykh proizvedeniyakh I. S. Bakha [Subject-Matter for Music-making in the Clavier Works of J. S. Bach]. Muzyka proshlogo i sovremennost': sb. st. [Music of the Past and Modernity: Collection of Articles]. Ed., comp. by L. N. Shaymukhametova; Laboratory of Music Semantics of the Ufa State Academy of the Arts. Ufa, 2010, pp. 22–32.

Shaymukhametova L. N. Y. Gaydn v detskoy muzykal'noy shkole. Mify o kompozitore [Joseph Haydn in Children’s Music Schools. Myths about the Composer]. Muzyka proshlogo i sovremennost': sb. st. [Music of the Past and Modernity: Collection of Articles]. Ed., comp. by L. N. Shaymukhametova; Laboratory of Music Semantics of the Ufa State Academy of Arts. Ufa, 2010, pp. 64–70.

Shaymukhametova L. N. Multimedia in the Classes of the Joseph Haydn Children’s Music School. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 2, pp. 141–146. (In Russ.)

Sagrillo D. My Nanny O. Haydn and Scottish Songs. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2009. № 1. С. 58–71.

Springer D. G., Silvey B. A. The Role of Accompaniment Quality in the Evaluation of Solo Instrumental Performance. Journal of Research in Music Education. 2018. Vol. 66, Issue 1, pp. 92–110. DOI: 10.1177/0022429418761044.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.029-033

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.