Эмоциональная палитра музыки как семантическая система

Vladislav E. Devutsky

Аннотация


В статье рассматриваются механизмы передачи эмотивной информации в европейской музыкальной традиции. Автор выделяет два кардинально отличающихся процесса формирования эмоций в музыке. Это порождение эмоционального отклика в сенсорной системе конкретного слушателя, направляемое воздействием на «струны его души», и собственно трансляция эмотивной информации, проводником которой является разветвлённая система признаков эмоций. В наиболее явственной художественной форме признаки эмоций воплощаются в театральном искусстве, представляя собой основной выразительный инструмент актёрского коллектива. Музыка лишена возможности напрямую использовать признаки человеческих эмоций и действует в этом направлении с помощью особого набора специальных средств музыкальной выразительности, во многом эквивалентных актёрской палитре. Специфическим образом функционирующие в музыке признаки эмоций делятся на две группы: миметическую, в которой хорошо просматриваются связи с общечеловеческими признаками эмоций, и символьную. Последняя может быть транслирована только через музыкальные эквиваленты признаков эмоций. Для постижения средств первой группы слушателю достаточен общечеловеческий и общехудожественный опыт. Владение же средствами второй группы достигается только специальным, длительным музыкальным образованием. Передача эмотивной информации в музыке тем самым представляется сложнейшей семантической системой, требующей от музыкантов и слушателей многолетнего накопления музыкантского опыта.

Ключевые слова: эмотивная информация в музыке, признаки эмоций, музыкальные эквиваленты признаков эмоций.


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva [Musical Text. Its Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 341 p.

Bonfel'd M. Sh. Muzykal'naya germenevtika i problema ponimaniya muziki [Musical Hermeneutics and the Issue of Musical Understanding]. Voprosy muzykoznaniya i muzykal'nogo obrazovaniya [The Questions of Musicology and Musical Education]. Issue 1. Vologda, 2000, pp. 31–41.

Devutskiy V. E. O trekh raznovidnostyakh khudozhestvennoy informatsii [Concerning Three Varieties of Artistic Information]. Muzykal'naya semiotika: perspektivy i puti razvitiya: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch. konf. 16–17 noyabrya 2006 goda. V 2 ch. Ch. 1 [Musical Semiotics: Prospects and Paths of Development: Collection of Articles on the Materials of the International Scholarly Conference on November 16–17, 2006. In 2 parts. Part 1]. Ed. by L. V. Savvina, V. O. Petrov. Astrakhan, 2006, pp. 19–24.

Devutskiy V. Theoriya muzykal'noy frazirovki: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Theory of Musical Phrasing: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 1998. 295 p.

Kazantseva L. P. Semantika tonal'nosti: voprosy metodologii issledovaniya [The Semantics of Tonality: Questions of Methodology]. Muzykal'noe soderzhanie: sovremennaya nauchnaya interpretatsiya: sb. nauch. st. [Musical Content: A Modern Scholarly Interpretation: Collection of Scholarly Articles]. Editorial board G. R. Taraeva, K. A. Zhabinsky; Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory. Rostov-on-Don, 2006, pp. 117–135.

Kazaryan N. K. O madrigalakh Dzhezual'do [About the Madrigals of Gesualdo]. Iz istorii zarubezhnoy muzyki [From the History of Western European Music]. Comp. by R. K. Shirinyan. Issue 4. Moscow, 1980, pp. 28–54.

Kazaryan N. K. O printsipakh khromaticheskoy garmonii Dzhezual'do [About the Principals of Gesualdo’s Chromatic Harmony]. Istoriko-teoreticheskie voprosy zapadnoevropeiskoy muzyki (ot Vozrozhdeniya do romantizma): tr. GMPI im. Gnesinykh [Historical and Theoretical Issues of Western European Music (from the Renaissance to Romanticism): Research Works from the Gnesin’s Musical Pedagogical Institute]. Comp. by R. K. Shirinyan. Issue 40. Moscow, 1978, pp. 100–118.

Kudryashov A. Yu. Theoriya muzikal'nogo soderzhaniya. Khudozhestvennye idei evropeyskoy muzyki XVII– XX vv. [The Theory of Musical Content. Artistic Ideas in Western European Music from the 17th to the 20th Centuries]. St. Petersburg: Lan', 2010. 432 p.

Medushevskiy V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeystviya muzyki [About the Regular Laws and Means of the Artistic Impact of Music]. Moscow: Muzyka, 1976. 254 p.

Turgenev I. S. Pesn' torzhestvuyushchey lyubvi [The Song of Triumphant Love]. Turgenev I. S. Pesn' torzhestvuyushchey lyubvi: sb. povestey [The Song of Triumphant Love: Collection of Stories]. Voronezh, 1980, pp. 363–383.

Kholopova V. N. Dva tipa musykal'nykh emotsiy: konkretno-tematicheskie i obshchedinamicheskie [Two Types of Musical Emotions: Concrete-Thematic and Regular-Dynamical]. Semantika muzykal'nogo yazyka: materialy nauch. konf. 29–31 marta 2005 goda [Semantics of the Musical Language: Materials of the Scholarly Conference, March 29–31, 2005]. Executive Editor I. S. Stogniy. Russian Gnesin’s Academy of Music]. Moscow, 2006, pp. 25–32.

Kholopova V. N. Muzykal'nye emotsii: ucheb. posobie dlya muz. vuzov i vuzov iskusstv [Musical Emotions: Textbook for Higher Educational Institutions in Music and the Arts]. Moscow: Mul'tiprint, 2010. 346 p.

Kholopova V. N. Teorii muzykal'nogo soderzhaniya, muzykal'noy germenevtiki, muzykal'noy semantiki: skhodstvo i razlichiya [The Theories of Musical Content, Musical Hermeneutics, Musical Semantics: Similarity and Differences]. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society for Music Theory]. 2014. No. 1 (5), pp. 20–42. URL: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/Kholopova%20V.N._2014_1_%285%29.pdf.

Shaymukhametova L. N. Migrating Intonational Formulae as the Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2 (9), pp. 18–26. (In Russ.)

Shestakov V. P. Ot etosa k affektu. Istoriya muzikal'noy estetiki ot antichnosti do XVIII veka [From Ethos to Affect. The History of Musical Aesthetics from Antiquity to the 18th Century]. Moscow: Muzyka, 1975. 352 p.

Jameson F. The Ideology of the Text. Salmagundi. Vol. 31/32. 1975/1976, pp. 204–246.

Meyer M. F. That Whale Among the Fishes – Theory of Emotions. Psychological Review. 1933. Vol. 40, pp. 292–300.

Mounin G. Introduction а la simiologie. Paris: Minuit, 1970. 256 p.

Nattiez J. J. Musicologie generale et semiologie. Paris: Christian Bourgois, 1987. 144 p.

Powers H. S. Language Models and Musical Analysis. Ethnomusicology. 1980. Vol. 24. No. 1, pp. 1–60.

Shaymukhametova L. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3 (24), pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.016-028

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.