Феноменология мазурок Шопена

Nina B. Bondarenko

Аннотация


Статья посвящена поиску структурно-семантического инва-
рианта жанра мазурки, аккумулирующего глубинные перво-
основы музыкального стиля Фредерика Шопена. Мазурка
рассматривается сквозь призму типологических свойств, ло-
кально, а также магистрально, в контексте онто- и этногенеза,
как структурный элемент полижанровой системы крупных
композиций. Автор предлагает новый способ классификации
мазурок Шопена по типу кинемных структур (Е. Назайкин-
ский), каждая из которых задаёт специфический модус ста-
новления композиционного целого. В статье даётся выход к
явлению мазурочности в иных жанрах и формах композиций
Шопена, обнаруживается такое качество, как трансмерность
(А. Кобляков). Проясняется особая феноменологическая роль
мазурочности в дихотомической парности с хоральным нача-
лом, что образует парадоксальный алгоритм смыслообразо-
вания, кодирующий фундаментальный принцип шопеновско-
го стиля («онтологическую трещину»).

Ключевые слова: Шопен, мазурка, структурно-семан-
тический инвариант жанра, кинемные структуры, трансмер-
ность

Полный текст:

PDF

Литература


Anninskiy L. Russkiye plyus… [Russians Plus ...]. Moscow: Algorithm Press, 2001. 383 p.

Arkad’yev M. Vremennyye struktury novoyevropeyskoy muzyki (opyt fenomenologicheskogo issledovaniya) [The Temporal Structures of Modern European Music (An Experience in Phenomenological Research)]. Second edition, revised and enlarged. Moscow: Byblos Press, 1993. 167p.

Gachev G. Kosmo-Psikho-Logos. Natsional’nyye obrazy mira [Cosmo-Psycho-Logos: National Images of the World]. Moscow: Akademicheskiy Proekt, 2007. 511 p.

Kayua R. Igry i lyudi: stat’i i esse po sotsiologii kul’tury [Games and People. Articles and Essays on the Sociology of Culture]. Moscow: Obyedinnyonnoye gumanitarnoye izdatelstvo [United Humanitarian Press], 2007. 304 p.

Kristeva Yu. Bakhtin, slovo, dialog i roman [Bakhtin, Word, Dialogue and Romance]. Frantsuzskaya semiotika: ot strukturalizma k poststrukturalizmu [French Semiotics: From Structuralism to Post-Structuralism]. Moscow: Progress Press, 2000, pp. 427–457.

Liszt F. F. Shopen [F. Chopin]. Moscow: Muzgiz, 1936. 229 p.

Lotman Yu. Besedy o russkoy kul’ture. Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII – nachalo XIX veka) [Conversations about Russian Culture. The Life and Traditions of the Russian Nobility (The 18th and early 19th Centuries)]. St. Petersburg: Iskusstvo Press, 2002. 496 p.

Mazel’ L., Tsukkerman V. Analiz muzykal’nykh proizvedeniy. Elementy muzyki i analiz malykh form [Analysis of Musical Compositions. The Elements of Music and Analysis of Small Forms]. [Moscow: Muzyka Press, 1967. 748 p.

Nazaykinskiy Е. Stil’ i zhanr v muzyke: uchebnoye posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Style and Genre in Music: A Handbook for Students of Institutions for Higher Education]. Moscow: VLADOS, 2003. 248 p.

Paskhalov V. Shopen i pol’skaya narodnaya muzyka [Chopin and Polish Folk Music]. Moscow: Muzgiz, 1941. 115 p.

Tkachenko T. Narodnyye tantsy [Folk Dances]. Moscow: Iskusstvo Press, 1975. 280 p.

Cherednichenko T. Muzykal’nyy zapas. 70-ye. Problemy. Portrety. Sluchai [Musical Resources. The 1970s. Issues. Portraits. Incidents]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye, 2002. 592 p.

Chopin, As We Hear Him. Compiler and Editor S. Khentova. (In Russian). Moscow: Muzyka Press, 1970. 310 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.