Корнелиус Кардью: у истоков британского минимализма

Irina V. Koposova, Alexandra Yu. Alekseeva

Аннотация


Статья посвящена рассмотрению элементов минимализма в музыке современного британского композитора Корнелиуса Кардью. Исследователями имя Кардью справедливо связывается с идеями экспериментализма и индетерминизма 1960-х годов. Впервые они проявились в музыке Дж. Кейджа, который оказал на британского автора определённое влияние. В сочинениях Кардью открытия Кейджа находят индивидуальное преломление, проявляясь в использовании нетрадиционных источников звука, переходе к графической нотации, включении импровизации, средств музыкального театра в пространство опусов и др. Кроме того, Кардью выступал за массовую доступность музыкального искусства, что вылилось в создание уникального коллектива – «Scratch orchestra».
У Кардью отсутствуют в строгом смысле минималистские сочинения, хотя музыка данного направления ему, безусловно, известна (это подтверждают сольные концертные программы и репертуар «Scratch orchestra»). Отдельные приёмы, свойственные минимализму (репетитивные каноны, фазовый сдвиг), содержит его масштабный опус «Великое учение» (1968–1970). Обсуждение двух параграфов этого сочинения позволяет определить специфику претворения минималистских средств в творчестве Кардью.
Анализ, проделанный в статье, а также общие заключения о месте, которое занимает фигура композитора в истории современной британской музыки, позволяют считать творчество К. Кардью предтечей минимализма в Британии.

Ключевые слова: К. Кардью, современная британская музыка, экспериментализм, минимализм, графическая нотация, индетерминизм.


Полный текст:

PDF

Литература


Dubinets E. A. Znaki zvukov [The Signs of Sounds]. Moscow: Gamayun, 1999. 314 p.

Kit Rou o begstve ot Tetcher, levoy ideologii, svobodnoy muzyke i Karavadzho: interv'yu O. Soboleva dlya izdaniya «Afisha Daily» [Keith Rowe about the Escape from Thatcher, Leftist Ideology, Free Music and Caravaggio: Interview Taken by O. Sobolev for the Publication “Poster Daily”]. URL: https://daily.afisha.ru/archive/volna/archive/ rowe/ (18.05.2018).

Pospelov P. G. Minimalizm i repetitivnaya tekhnika: sravnenie opyta amerikanskoy i sovetskoy muzyki [Minimalism and the Repetitive Method: A Comparison of the American and Soviet Musical Experiences]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1992. No. 4, pp. 74–83.

Sokolov A. S. Vvedenie v muzykal'nuyu kompozitsiyu XX veka: ucheb. posobie po kursu «Analiz muzykal'nykh proizvedeniy» dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [An Introduction to 20th Century Musical Composition: A Textbook for the Course “Analysis of Musical Compositions” for Students of Higher Educational Institutions]. Moscow: VLADOS, 2004. 231 p.

Sysoev A. Yu. Krizis muzykal'nogo yazyka i ego otrazhenie v tvorchestve Korneliusa Kard'yu [The Crisis of the Musical Language and its Reflection in the Works of Cornelius Cardew]. Dom Burganova. Prostranstvo kul'tury [Burganov House. A Space of Culture]. 2012. No. 2, pp. 200–214.

Sysoev A. Yu. Fenomen svobodnoy improvizatsii v muzyke XX veka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Phenomenon of Free Improvisation in 20th Century Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2013. 33 p.

Tilberi Dzh. Kornelius Kard'yu: interv'yu A. Gorokhova. Iyul', 2004. Nemetskaya volna [Tilbury John. Cornelius Cardew: Interview taken by A. Gorokhov. July, 2004. The German Wave]. URL: https://muzprosvet.ru/ cardew.html (20.05.2018).

Anderson V. Chinese Characters and Experimental Structure in Cornelius Cardew’s The Great Learning. Jems: Journal of Experimental Music Studies. 2004. 17 March. 13 p. URL: http://www.experimentalmusic.co.uk/emc/ Jems_files/AndersonChineseGL.pdf (13.04.18).

Baker B. S. Cornelius Cardew – Composer. URL: http://www.musicnow.co.uk/composers/cardew. html#continue (8.05.2018).

Cardew C. The Great Learning. Score (Faximile). Distributed by Experimental Music Catalogue, 26 Avondale Pk Gdns, w11. 1971. 25 p.

Harris T. The Legacy of Cornelius Cardew. London: Routledge. 2016. 217 p.

Nyman M. L. Collected Writings. Edited by Pwyll ap Siôn. An Ashgate Book, 2013. 296 p.

Nyman M. L. Experimental Music: Cage and Beyond. Second edition. Cambridge University Press, 1999. 196 p.

Smith D. Following a Straight Line: La Monte Young. Originally published in Contact 18 (1977–78), pp. 4–9, and updated. Uploaded 21 June 2004. URL: http://www.experimentalmusic.co.uk/emc/Jems_files/Smithyoung. pdf (20.05.2018).

Taylor T. D. Moving in Decency: The Music and Radical Politics of Cornelius Cardew. Music & Letters. 1998. Vol. 79, No. 4. Oxford University Press, pp. 555–576. URL: https://www.jstor.org/stable/854626 (13.04.18).

The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music. Edited by Keith Potter, Kyle Gann, and Pwyll Ap Siôn. Farnham, Surrey: Ashgate, 2013. XXVI, 431 p.

Tilbury J. Cornelius Cardew. Originally published in Contact 26 (1983), 4–11. Reprinted in the Jems: Journal of Experimental Music Studies. Uploaded 27 October 2004. URL: http://www.experimentalmusic.co.uk/emc/Jems_ files/Tilburycardew.pdf (22.05.2018).

25 years from Scratch (The Booklet for the Anniversary). Edited by M. Parsons. Instant Print West One, 1994. 40 p.

Warburton D. A Working Terminology for Minimal Music. Integral. 1988. No. 2, pp. 135–159.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.048-057

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.