К вопросу о методе цитирования у Дебюсси на примере балета «Ящик с игрушками»

Evgeniya D. Krivitskaya

Аннотация


В статье рассматриваются сюжетные пересечения между балетами «Петрушка» Игоря Стравинского и «Ящик с игрушками» Клода Дебюсси в аспекте творческой полемики двух композиторов. Центром исследования становится выявление цитат, использованных в балете Дебюсси, и методы его работы
с заимствованным материалом. В «Ящике с игрушками» Дебюсси применяет три типа цитат. Это излюбленные композитором детские песенки, символизирующие для него мир детства, наивности и чистоты. Затем – мелодии из известных классических сочинений, а также цитаты из собственных опусов. Для композитора важна семантика «чужих» тем. Он вводит эти цитаты завуалированно, используя отдельный сегмент мелодии, искусно вкрапляет их в стилистику собственного языка, не стремясь к узнаваемости цитируемых мотивов. Самостоятельный смысловой уровень в балете образует ряд тем, выполняющих функции лейтмотивов. Их развитие и смысл близки вагнеровскому пониманию назначения лейтмотивов как самостоятельно действующих музыкальных «персонажей», призванных раскрывать подтексты сюжета и эмоционального настроения героев и тех или иных ситуаций. Приведённая классификация цитат даёт возможность сделать следующие выводы: «чужие» цитаты у Дебюсси играют изобразительно-иллюстративную роль, тогда как самоцитирование приобретает оттенок пародии.

Ключевые слова: Клод Дебюсси, Игорь Стравинский, балет, «Ящик с игрушками», музыкальная цитата.


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovskiy M. G. Taynopis' [Cryptography]. Vozvrashchayas' k Shostakovichu [Returning to Shostakovich]. Moscow, 2010. C. 77–93.

Debyussi K. Igry [Debussy, Claude. Jeux]. Stat'i. Retsenzii. Besedy [Articles. Reviews. Conversations]. Leningrad, 1964, pp. 198–200.

Debyussi K. Ot «Pelleasa» k «Galantnym prazdnestvam». Klod Debyussi govorit o svoikh teatral'nykh zamyslakh: beseda s zhurnalistom Morisom Montabre (Comoedia, 1 fevralya 1914) [Debussy Claude. From “Pelleas” to “Fêtes Gallantes.” Claude Debussy Speaks about His Theatrical Conceptions. Conversation with Journalist Maurice Montaubre (Comoedia, February 1, 1914)]. Stat'i. Retsenzii. Besedy [Articles. Reviews. Conversations]. Leningrad, 1964, pp. 235–237.

Debyussi K. Yashchik s igrushkami: balet dlya fortepiano [Debussy, Claude. Boîte à joujoux: Ballet for Piano]. Moscow: Muzyka, 1965. 52 p.

Kazantseva L. P. Tonality: the Semantic Aspect. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 78–83. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.078-083.

Krivitskaya E. D. «Bol'she v les my ne poydem». K voprosu o skrytoy simvolike v sochineniyakh K. Debyussi [“We will Not Go to the Forest Any More.” Concerning the Question of Hidden Symbolism in the Works of Claude Debussy]. Aktual'nyye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Topical Issues of Higher Musical Education]. Nizhny Novgorod, 2017. No. 3 (45), pp. 13–25.

Krivitskaya E. D. “Sonata, chego ty khochesh' ot menya?” Dialog epokh v pozdnem tvorchestve Debyussi [“Sonata, What do You Want from Me?” Dialogue of the Ages in the Late Works of Debussy]. Muzyka v dialoge kul'tur i tsivilizatsiy: sb. materialov mezhdunar. nauch. konf. k 70-letiyu Nizhegorodskoy gos. konservatorii im. M. I. Glinki [Music in the Dialogue of Cultures and Civilizations: Compilation of Materials of the International Scholarly Conference in Honor of the 70th Anniversary of the Nizhny-Novgorod State M. I. Glinka Conservatory]. Vol. 1. Nizhny Novgorod, 2017, pp. 43–53.

Imberty M. Émergence du temps et du sens chez Mallarmé et Debussy. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1 (2012), pp. 215–225.

Debussy C. Correspondance (1882–1918). Édition établie par François Lesure et Denis Herlin. Paris: Gallimard, 2005. 2334 p.

Debussy and His World. Jane F. Fulcher, ed. Princeton University Press, 2001. 396 p.

Orledge R. Another Look Inside Debussy’s “Toybox.” The Musical Times. 1976. Vol. 117, No. 1606, pp. 987–989.

Pasler J. Debussy the Man, His Music, and His Legacy: an Overview of Current Research. Notes. 2012. Vol. 69, No. 2, pp. 197–216.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.036-047

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.