«Это произведение написано в “моём собственном стиле”...» (о симфонической поэме Сибелиуса «Луоннотар»)

Vera I. Nilova

Аннотация


Современные композиторы и исследователи продолжают вслушиваться в музыку XX века. Всё ли в ней принадлежит прошлому? Что вошло в анналы истории музыки, а что до сих пор порождает импульсы новаций? Статья посвящена малоизвестному сочинению Сибелиуса – симфонической поэме для сопрано и оркестра «Луоннотар» (1913) на финноязычные стихи из первой руны «Калевалы» Элиаса Лённрота. Для самого композитора оно стало этапным, написанным, по его словам, в «собственном стиле». Причина, по которой «Луоннотар» не привлекает к себе такого исследовательского внимания, как другие симфонические поэмы инновационной триады начала 1910-х годов («Бард» и «Океаниды»), состоит, очевидно, в языковом барьере. Хотя «Калевала» Лённрота переведена на все европейские языки, постижение творческого метода Сибелиуса требует её анализа на языке оригинала. В статье кратко очерчены контуры современной научной сибелианы, в соответствии с которой «Луоннотар» имеет статус инновационной партитуры. Стиль этого произведения анализируется в аспекте «корневой» основы – традиции рунопения. Делается вывод о том, что в создании индивидуального стиля решающее значение для Сибелиуса имела монодическая культура с живой традицией рунопения и её характерными признаками (ладовыми, ритмическими, формообразующими), которые в начале XX века осмыслены Сибелиусом как основа формирования стиля, устремлённого в будущее.

Ключевые слова: Сибелиус, Лённрот, «Калевала», «Луоннотар», руна, рунопение.


Полный текст:

PDF

Литература


Krasnopol'skaya T. V. Pevcheskoe iskusstvo narodov Severo-Zapada Rossii: Issledovaniya. Stat'i [The Art of Church Singing of the Peoples of the North-West of Russia: Studies. Articles]. Petrozavodsk: Verso, 2013. 184 p.

Khuttu-Khiltunen P. Runopenie Zapadnoy Belomorskoy Karelii v XX veke [Pekka Huttu-Hiltunen. Rune- Singing of Western Karelia Near the White Sea in the 20th Century]. Translated from the Finnish by M. Kempinen. Kuhmo. Sibelius-Akatemia [Kuhmo. The Sibelius Academy]. Juminkeko, 2008, pp. 404–437.

Yuzhak K. I. O ladovom i melodicheskom stroenii runicheskikh napevov [On the Modal and Melodic Structure of Runic Melodies]. Russkaya i finskaya muzykal'nye kul'tury. Problemy natsional'noy traditsii i mezhkul'turnykh vzaimodeystviy [Russian and Finnish Musical Cultures. Issues of National Tradition and Intercultural Interactions]. Ed. by V. I. Nilova. Petrozavodsk, 1989, pp. 30–48.

Howell T. Jean Sibelius: Progressive or Modernist. Jean Sibeliusʼs Legacy. Research on his 150th Anniversary. Ed. By D. Grimley, T. Howell, V. Murtomäki, T. Virtanen. Cambridge Scholars Publishing, pp. 241–255.

Murtomäki V. ‟Either/Or?ˮ No: “Both – Andˮ! Current Challenges of the Sibelius Image. Jean Sibeliusʼs Legacy. Research on his 150th Anniversary. Ed. By D. Grimley, T. Howell, V. Murtomäki, T. Virtanen. Cambridge Scholars Publishing, pp. 2–24.

Sibelius Jean. Jotakin näkökohtia kansanmusiikista ja sen vaikutuksesta säveltaiteeseen. Musiikki. 1980. No. 2. S. 87–105.

The Correspondence of Jean Sibelius and Rosa Newmarch, 1906–1939. Edited and translated be Philip Ross Bullock. Woodbridge: The Boydell Press, 2011. 312 p.

Tool A. Jean Sibelius and the Modes of Limited Transposition. Jean Sibeliusʼs Legacy. Research on his 150th Anniversary. Ed. By D. Grimley, T. Howell, V. Murtomäki, T. Virtanen. Cambridge Scholars Publishing, pp. 273–282.

Weidberg R. Sibelius and Shownberg. Jean Sibeliusʼs Legacy. Research on his 150th Anniversary. Ed. By D. Grimley, T. Howell, V. Murtomäki, T. Virtanen. Cambridge Scholars Publishing, pp. 221–240.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.007-015

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.