Синестетический подход в развитии художественного восприятия студентов на занятиях по формальной композиции

Elza E. Purik, Marina G. Shakirova, Mars L. Akhmadullin

Аннотация


Художественное восприятие ‒ противоречивый процесс, основанный на единстве рационально-логического и эмоционально-чувственного начал. В статье изложена методика развития художественного восприятия студентов на занятиях по формальной композиции, основанная на синестезии – через обращение к ассоциациям, межсенсорным аналогиям, возникающим при одновременном воздействии изобразительного искусства и музыки. Подобный метод, опирающийся на закрепление цветовых ассоциаций и параллелей между произведениями живописи и музыки, позволяет добиться целостного представления об искусстве, раскрыть его образную природу. Обращение к музыке на занятиях со студентами художественных направлений раскрывает эмоциональную природу искусства, способствует углублению творческого процесса, усиливающего воздействие искусства на личность. Абстрактное искусство, в частности, абстрактный экспрессионизм, лирическая абстракция находятся ближе всего к музыке по степени воздействия на чувства человека, обладают способностью вызывать сложные, многослойные ассоциации без конкретизации образа. Авторы статьи показывают эффективность синестетического подхода в обучении формальной композиции, позволяющего студентам прочувствовать, пережить эмоциональное содержание абстрактной картины. Результатом обучения является развитие у студентов способности к полноценному восприятию и оценке искусства, а также
к созданию ярких, выразительных живописных произведений.

Ключевые слова: полихудожественное воспитание, синестезия, формальная композиция, художественный образ, художественное восприятие, художественно-творческие способности.


Полный текст:

PDF

Литература


Vanechkina I. L. «Deti risuyut muzyku»: eksperimenty dlya shkoly budushchego [“Children Draw Music”: Experiments for the School of the Future]. Nauchnyy Tatarstan [Scholarly Tatarstan]. 1999. No. 4, pp. 36–39.

Kolyadenko N. P. Vzaimodeystvie iskusstv v khudozhestvennom vospitanii [Interaction of the Arts in Artistic Education]. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka [Artistic Education and Science]. 2016. No. 4, pp. 33–35.

Kolyadenko N. P. The Visual Gestalts in the Synesthetic Interpretation of Musical Texts. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2012. № 2 (11), pp. 17–21.

Kolyadenko N. P. Sinestetichnost' muzykal'no-khudozhestvennogo soznaniya: na materiale iskusstva XX veka [The Synesthetic Character of the Musical and Artistic Consciousness: on the Material of 20th Century Art]. Novosibirsk: Novosibirsk State Conservatory, 2005. 392 p.

Petrova V. P. Integratsiya kak metod razvitiya professional'nykh kompetentsiy v khudozhestvennom obrazovanii [Integration as a Method of Development of Professional Competences in Artistic Education]. Innovatsionnye tendentsii integratsii i gumanitarizatsii obrazovaniya: materialy Vseros. konferentsii «Yusovskie chteniya» [Innovative Tendencies of the Integration and Humanitarization of Education: Proceedings of the Russian Conference “Yusov Readings”]. Ed. by E. P. Olesina, O. I. Radomskaya, L. G. Savenkova. Moscow, 2015, pp. 294.

Purik E. E., Shakirova M. G. Razvitie khudozhestvennogo vospriyatiya v protsesse obucheniya izobrazitel'nomu iskusstvu [Development of Artistic Perception in the Process of Teaching Visual Arts]. Pedagogika iskusstva: setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal [The Pedagogy of Art: Online Electronic Scientific Journal]. 2015. No. 2. URL: http://www.arteducation.ru /sites/default/files /journal_pdf/ purik, shakirova_285-290.pdf

Slovar' khudozhestvennykh terminov. GAHN, 1923–1929 gg. [Dictionary of Artistic Terms. State Academy of Artistic Sciences, 1923–1929]. Ed. by I. M. Chubarov. Moscow: Logos-Altera, Ecce Homo, 2005. 504 p.

Shaymukhametova L. N. On the Discipline and Program “Introduction into Musicology”. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1 (10), pp. 182–188.

Shaymukhametova L. N. O kontseptsii kreativnoy raboty s muzykal'nym tekstom v laboratorii muzykal'noy semantiki Ufimskoy akademii iskusstv [Concerning the Concept of Creative Work with the Musical Text in the Laboratory of Musical Semantics of the Ufa Academy of Arts: from the Editor-Compiler]. Kreativnaya rabota s muzykal'nym tekstom v DMSh, DShI i v obuchenii khobbi-muzykantov [Creative Work with the Musical Text in Children's Music Schools, Children’s Art Schools and in Training of Hobby Musicians]. Ufa, 2014, pp. 4–8.

Yusov B. P. Izobrazitel'noe iskusstvo i detskoe izobrazitel'noe tvorchestvo: ocherki po istorii, teorii i psikhologii khudozhestvennogo vospitaniya detey [The Visual Arts and Children's Creativity in the Sphere of the Visual Arts: Essays on the History, Theory and Psychology of Children's Artistic Education]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State University, 2002. 283 p.

Yusov B. P. K probleme vzaimosvyazi iskusstv v detskom khudozhestvennom razvitii [Concerning the Problem of Interrelation of Arts in Children's Artistic Development]. Teoriya esteticheskogo vospitaniya [Theory of Aesthetic Education]. Issue 3. Moscow, 1975, pp. 43–55.

Shaymukhametova Liudmila N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.124-132

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.