Стилевые особенности песенного фольклора Белгородско-Курского пограничья: локальный аспект

Mikhail S. Zhirov, Olga Ya. Zhirova, Elena L. Khoroshilova

Аннотация


Содержание статьи раскрывает музыкальную стилистику песен разных жанров локальной традиции села
Подольхи Прохоровского района Белгородской области как яркий пример традиционной песенной культуры
Белгородско-Курского Попселья (территория бассейна реки Псёл). Исследование выявило бытование
календарно-земледельческих песен (весенние, летние), для которых характерен узкий звуковой объём,
простейшая моторная ритмика, лаконичные композиционные структуры, гетерофонная фактура. Цельность
и архаичность народной песенности проявилась в широком распространении карагодов (разновидность
хоровода, движение по кругу с песней), танков (движение по кругу с песней, взявшись за руки), «ширинок»
(хороводы с полотенцами), самобытной формы «гульбы» (народное празднование), развитого мужского
хореографического начала «хозунов». Свадебные карагодные песни исполняются в быстром темпе под пляску,
имеют общую композиционную структуру и «алилёшный» припев (припев со словами «алилей», «лёли-
лёли», «ладу-ладу», «душель моя»). В текстах этих жанров преобладает силлабическое стихосложение, имеют
место и напевы с тоническим стихом. Диапазон карагодных, таночных и свадебных песен базируется на
кварто-квинтовой основе. Секстовый амбитус (звуковой объём лада) некоторых песен объясняется терцовой
надстройкой верхнего голоса основному. Мелодическая композиция реализуется посредством варьированного
повторения одной ладоинтонационной модели. Певческая манера – крепкая, напряжённая, ввиду чего бытует
выражение «кричать» или «скричать» песню.

Ключевые слова: певческая традиция, стилевые особенности, карагод, «танок», «гульба», звуковой объём,
ритмика, композиционная структура, гетерофония.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Alexeyeva Irina V. The Study of Structural Organization of Monophonic and Polyphonic Musical Texts as an Issue of Musical Scholarship. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 110–117. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.110-117.

Golenishcheva Ekaterina E., Kulapina Olga I. From the History of 19th Century Russian Folk Music Studies: from Empirical Study to Theory. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 90–96. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.090-096.

Zhirov M. S., Zhirova O. Ya. Traditsii narodnoy khudozhestvennoy kul'tury Prokhorovskogo rayona [The Traditions of the Folk Artistic Culture of the Prokhorov District]. Belgorod: Belgorod State Universal Scholarly Library, 2001. 154 p.

Karacharov I. N. Pesennaya traditsiya basseyna reki Psel (Belgorodsko-Kurskoe pogranich'e) [The Song Tradition of the Psyol River Basin (The Border Area between the Belgorod and the Kursk Regions)]. Belgorod: Krest'yanskoe delo, 2004. 422 p.

Mekhnetsov A. M. Tipicheskoe v prirode i formakh fol'klora [Typical in the Nature and the Forms of Folklore]. Zvuk v traditsionnoy narodnoy kul'ture: sb. nauch. st. [Sound in Traditional Folk Culture: a Collection of Scholarly Articles]. Comp. by N. N. Gilyarova. Moscow: Nauchtekhlitizdat, 2004, pp. 22–54.

Propp V. Ya. Poetika fol'klora: sobr. tr. [The Poetics of Folklore: Compilation of Works]. Moscow: Labirint, 2000. 239 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.082-096

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.